Ученые пугают, что людей будущего объединит одна общая черта – инфантилизм. И виноваты в этом, по их мнению, родители, мешающие ребенку принимать самостоятельные решения.
Добрые родители стараются облегчить ребенку жизнь, а ведь за пределами дома судьба не будет так бережно к нему относиться. Из инфантильного малыша вырастет инфантильный взрослый. У нас таких процентов семьдесят, по подсчетам психолога Григория Малыхина. Повальную российскую лень он объясняет как раз всеобщим инфантилизмом. Жить трудно, но принимать решение еще тяжелее. Легче спрятаться в алкоголь, болезни или веру – в «барина», который всех рассудит, в господа, который всем воздаст по заслугам.
И это очень удобно. Для государства. По определению психический инфантилизм – незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой его поведение не соответствует возрасту. Отстает в развитии эмоционально-волевая сфера, и сохраняется детская доверчивость. Естественно, «взрослые дети» легко верят обещаниям политиков и тихо голодают на нищенские зарплаты. Они не могут оторваться от рекламных роликов, скупают на последнее чудодейственные препараты и голосуют отнюдь не умом. А в школах сокращают часы литературы, выбрасывая из программы произведения, развивающие душу.
Признаюсь, я тоже грешу иной раз наивностью, несмотря на умение принимать решения, чрезмерную ответственность и категорическое неприятие телевизора. Потому моя 7-летняя дочь тоже ожидает от людей исключительно добра и до сих пор верит в «зубную фею». С домашними обязанностями, которые, по словам психологов, помогают сформировать ответственность, у нас все в порядке. Она выбирает их себе сама – помыть посуду, раскатать тесто, убрать игрушки. На мой взгляд, чувство ответственности формируется из любви – дочь жалеет меня, уставшую. Пускай привычка помогать формируется из желания и заботы. А за уроки она садится сама, ибо растет под аккомпанемент моих стонов: «Я должна непременно выполнить сегодня задание».
Но согласно психологическим постулатам, дабы подготовить дочь к жестокому миру, мне полагается, кроме прочего, орать на нее хотя бы раз в неделю. После первого же урока рисования, который вела не любимая «классная», а предметник, дочь пришла бледная. Объяснила, что великим художником, как мечтала, ей уже не быть никогда. Так первому «А» втолковала педагог по изо, только потому что они… забыли простые карандаши. В соседнем кабинете. И вместо того чтобы сходить за ними, учительница минут пять громко воспитывала в детях «ответственность». Рыбки все же были нарисованы и раскрашены как на подбор почему-то в черный и коричневый. На следующий день я принесла учительнице рисования 30 карандашей и предложила составить для детей памятки. После чего сбежала с желанием немедленно изобразить чернющую акулу. Педагог истерически возмущалась, что у нее опыт, а следить за школьными принадлежностями детей не ее задача. Взрослый человек переложил ответственность на первоклашек – можно ли назвать его состоятельной, неинфантильной личностью? Я пожаловалась знакомой, и она тут же рассказала мне, что ее сына-подростка, ученика другой школы, выгнали с урока русского языка. Не смог рассказать правило. Пишет он отлично, но по натуре медлительный, и учительница не дождалась, пока мальчик соберется с мыслями. «Ну надо же что-то делать с ним», – объяснила поступок педагога директор школы.
Вероятно, желая воспитать самостоятельных личностей, мы должны были предоставить детям счастье самим разбираться с педагогами. Вместо этого мы теперь объясняем им, что учителя бывают разные, не нужно слушаться всех, не следует позволять на себя кричать, тем более выгонять из класса, а лучше сразу посылать педагогов… в дневник, где записаны телефоны родителей. То есть планомерно роняем авторитет учителей, которых моя дочь, например, до сих пор считала полубогами. А жаль – их авторитет очень бы помог нам воспитать в детях самостоятельность и ответственность. Тем более что мы с мамой изгнанного мальчика все же довольно волевые дамы, исключая некоторые атавизмы советского воспитания. А как же остальные 70 процентов граждан? Теряя доверие к учителю, мотивацию к учебной деятельности, школьник не обретает самостоятельность. Более того, он становится вынужденным исполнителем учебных действий. То бишь винтиком в системе, «инфантом». Так и ломается школьное единство обучения и воспитания, совместное родительско-педагогическое формирование основ зрелой личности.
Омск
Комментарии