Урок по литературе и экологии в 8-м классе проводится 26 апреля в память о трагических событиях 1986 года на Чернобыльской АЭС
Цели урока: воспитывать сознательное, ответственное отношение к окружающему миру (формирование гражданской позиции школьников); дать представление о публицистической литературе на примере документальной повести Ю. Щербака, дневниковых записей И. Скляра; побудить детей задуматься о том, как рождаются произведения современной литературы (каковы мотивы творчества писателя).
Оформление доски:
1-я часть: г. Обнинск. 24 июля 1956 г. – 24 июля 1996 г. – 40 лет. 1954-й (27.06) первый в мире реактор – АМ (атом мирный, И.В.Курчатов). Обнинск – город мирного атома. Открытки с видами города. 1945 г. – Хиросима.
2-я часть: “Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе, общение с землей, растениями, животными. Всегда все люди считали лишение этого большим несчастьем”. Л.Н.Толстой
3-я часть: “И через дорогу за тын перейти нельзя, не топча мироздания”. Б. Пастернак
Записи по ходу урока ведутся на 1-й и 2-й частях доски.
Ход урока
Чернобыль… Как много чувств и мыслей рождается у нас теперь при произнесении этого слова.
Мир беспредельной красоты возникает каждое утро перед человеком, радует его. Мы привыкаем к удивительному, как привыкаешь ко всему, что постоянно перед глазами…
Как трудно и важно научиться всматриваться, чтобы увидеть, вслушиваться, чтобы услышать сегодня, сейчас эту непостижимую красоту природы.
Обратимся к словам Льва Николаевича Толстого, помогающим нам осмыслить значение природы в жизни человека: “Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой, то есть жизнь под открытым небом, при свете солнца, при свежем воздухе, общение с землей, растениями, животными. Всегда все люди считали лишение этого большим несчастьем”.
Таким образом, если человек хочет быть счастливым, он должен жить в гармонии с природой.
Обнинск стал знаменит в один день. 27 июня 1954 года ТАСС сообщил, что в городе Обнинске первая в мире атомная электростанция дала электрический ток.
После трагедии Хиросимы (1945 г.) слово “атом” стало символом разрушения. В Обнинске оно стало символом созидания. Игорь Васильевич Курчатов, принимавший участие в создании АЭС и Обнинска, прозорливо дал название реактору первой атомной – АМ – атом мирный, а Обнинску – город мирного атома.
После 1954 года десятки атомных электростанций зажгли свет по стране, дали воду пустыне, растопили вечную мерзлоту. Обнинск – колыбель атомной энергетики. Появились новые направления в науке и технике: сельскохозяйственная и медицинская радиология, радиационная химия. В Обнинске атом надел белый халат врача (ИМР), стал служить метеорологам.
Прошло 32 года. Двадцать шестого апреля в 01 час 23 минуты 48 секунд произошел взрыв на четвертом энергоблоке чернобыльской АЭС.
В литературе появляется новая тема – Чернобыль.
Почему именно публицистика, документальные жанры?
Как вы думаете, легко ли писать о том, что произошло недавно? Почему?
Щербак, Медведев, Губарев, Пташников (“Львы”) пишут об этом. Почему? (По-видимому, они чувствуют особую ответственность перед современниками и перед будущими поколениями).
Ю. Щербак объясняет так: “Как гигантский магнит, он (Чернобыль. – Т.П.) манил меня к себе, волновал воображение…” (“Фантом”, стр. 94). Почему документальная повесть? “…Мне казалось важным сохранить документальный, невыдуманный характер этих человеческих исповедей” (“Фантом”, стр. 95).
“Мне хотелось, чтобы сохранилась правда”. Этими словами врач, писатель Ю. Щербак высказывает свое авторское отношение и свою гражданскую позицию.
Итак, Чернобыль. Как вы определите это событие?
Задание (работа с рядом опорных слов): запишите 3-4 существительных, которые определяют эту трагедию (боль, подвиг, смерть, неизвестность и др.). Подводим итог, выбирая 3 наиболее часто повторяющихся слова, и записываем их на доске.
Учащиеся высказывают свое понимание определения “Чернобыль – трагедия”: гибель ликвидаторов; тяжелейшие заболевания; люди, оставшиеся без крова; дома, оставшиеся без хозяев; земля, которая не должна родить; сады, в которых нельзя рвать плоды; поломанные человеческие жизни. И это – не полная цена, а лишь то, что нам известно.
“Чернобыль – подвиг”. Давайте обратимся к страницам повести Ю. Щербака “Чернобыль”.
Глава “Легенда о любви”. Может ли она быть подтверждением этого определения?
В чем подвиг Анатолия Андреевича Ситникова? Что вы можете сказать об Эльвире Петровне, его жене? (Провести аналогию с женами декабристов).
Какие чувства у вас возникают? Что потрясает? (Учащиеся подтверждают свои рассуждения цитатами из текста).
Благодаря художественным особенностям документального жанра (сохранение живой разговорной речи, лаконичность, использование дневниковых записей и документов) достигается большое эмоциональное воздействие на читателя.
“Чернобыль – предупреждение”. Кому? О чем? Всем, кто будет жить в двадцать первом веке, грозным предупреждением является чернобыльская трагедия (стихотворение П. Хмара “Двадцатый век”).
“Взойдет ли мир на атомный костер
Или свернет с пути огня и краха?..”
От кого это будет зависеть? Хочется напомнить, что это будет зависеть от вас. Вам принимать на свои плечи ответственность за страну, за планету.
Давайте задумаемся, какие качества надо в себе воспитывать, чтобы ваше поколение не допустило “атомного костра”? Чтобы вы могли растить детей, а мы – внуков спокойно.
Задание: запишите 3 определения, характеризующих личность человека ХХI века.
Что произвело на вас самое сильное впечатление?
Мне было больно и горько читать главу “Предчувствия и предупреждения”; “Старушки в наших краях жили, они говорили: “Идет время, когда БУДЕТ ЗЕЛЕНО, НО НЕ БУДЕТ ВЕСЕЛО. Придет время, когда будет все, но не будет никого”. (“Юность”, N9, 1989, стр.6). А разве можно без слез читать страницы дневника Аркадия Ускова и других героев документальной повести!
Невозможно сказать обо всем. Но думать, переживать, помнить – надо. И делать все, чтобы эта трагедия не повторилась.
Катастрофы такого масштаба не признают границ. “Будет все, но не будет никого”.
Знать и помнить. Из письма Е.А.Сидоровой, написавшей по поручению шести персональных пенсионеров: “Просим вас всем нашим миром, очень просим! В день Чернобыля, горя всенародного и победы над бедой, бить в набат, по радио или телевидению в память и назидание потомкам!”.
План урока составлен на основе повести
Ю. Щербака “Чернобыль”.
Комментарии