В Берлине завершился 65-й, юбилейный, международный кинофестиваль. Почти на две недели берлинский смотр погрузил киноманов в атмосферу премьер, вечеринок и жарких дискуссий. Все это особенно приятно на излете зимы, когда в арсенале у природы только холодный ветер, а солнечные деньки выдаются нечасто. Вот только, казалось бы, разве можно привлечь звезд с мировым именем февральской прохладой? Все же, если говорить о фестивалях, многие предпочитают пляжи Канн и мягкое тепло Венеции. Однако в этом году берлинский смотр стал куда более гламурным, нежели раньше.
Женское царствоДействительно, долгое время Берлинале считался смотром социальным и политическим. Борьба за права человека, за равенство национальных и прочих меньшинств, одним соловом, за мир во всем мире интересовала фестиваль больше, чем присутствие голливудских звезд на красной ковровой дорожке. Хотя, безусловно, звезды здесь бывали. Но такой концентрации, как в нынешнем году, пожалуй, и не вспомнить. Причем случайно или специально, но так сложилось, что Берлин оказался во власти женщин. В принципе логично: Германия – страна победившего феминизма, у руля стоит женщина-канцлер, так почему бы и юбилейный фестиваль не провести под знаком женщин?Началось все с того, что в жюри среди прочих кинематографистов пригласили Амели – французскую актрису Одри Тоту. Она так сразу на пресс-конференции и заявила: «Я эдакое пирожное среди серьезных людей, так что буду во всем поддерживать председателя жюри Даррена Аронофски (режиссера фильмов «Черный лебедь», «Рестлер», «Ной». – А.Б.)».С первого же дня у фотографов и светских хроникеров не было ни минуты отдыха. Жюльетт Бинош представила драму со своим участием «Никому не нужна ночь». На следующий день Шарлотта Рэмплинг прибыла с картиной «45 лет». Затем Николь Кидман прилетела в Берлин вместе с создателями байопика «Королева пустыни». После этого звезда «Жизни Адель» француженка Леа Сейду показывала очередную экранизацию «Дневника горничной». Вслед за ней Натали Портман привезла свой продюсерский проект «Рыцарь кубков», в котором также сыграла одну из главных ролей. Приехала в Берлин и Шарлотта Генсбур, представившая драму «Все будет хорошо». И наконец на закрытии публику приветствовали Кейт Бланшетт и Хелена Бонэм Картер, украсившие своей игрой новую «Золушку». Согласитесь, весьма внушительный список звездных дам…Ч/БЗадача любой звезды на крупном кинофестивале заключается не только в том, чтобы представить фильм со своим участием. Так повелось, что звезды задают «модный тон». На них смотрят, им подражают, они выстраивают модные тенденции на текущий и следующий сезоны. В этот раз европейские и голливудские кинодивы единодушно выбрали два цвета: черный и белый. Конечно, были исключения, например, Кейт Бланшетт приехала на премьеру «Золушки» в чем-то пестром. Но в основном все придерживались единого курса. Причем чаще всего на пресс-конференции актрисы приходили в строгом черном, а на красной дорожке появлялись в белом.Провожают не по одежкеОднако крупный международный фестиваль уровня Берлинале – это не столько парад знаменитостей, сколько смотр их очередных достижений. Красные ковровые дорожки, платья, вечеринки – яркий фантик, скрывающий самое главное – кино. И вот тут-то далеко не все звезды могут похвастаться удачными работами. И дело даже не в отсутствии таланта (они, бесспорно, все талантливы) и не в хорошей или плохой игре того или иного актера и актрисы, ведь зритель оценивает и воспринимает фильм в целом. Кинопрограмма в этом году оказалась очень неровной. И как ни грустно, но самыми большими разочарованиями стали картины с участием звезд. Большие бюджеты, дорогие костюмы и декорации, к сожалению, ситуацию не спасают. И только Шарлотте Рэмплинг повезло попасть в недорогой, так называемый независимый, фильм Эндрю Хэя «45 лет». Муж и жена готовятся встретить юбилей супружеской жизни. За несколько дней до праздника в их жизнь вмешивается прошлое. И эти двое вдруг начинают по-настоящему узнавать друг друга. Тонкая, красиво и деликатно рассказанная история в итоге принесла Шарлотте Рэмплинг и ее партнеру по фильму Тому Кортни совершено заслуженные актерские призы Берлинского кинофестиваля.Медведи и тенденцииПризы берлинского кинофестиваля – медведи. И жюри во главе с Дарреном Аронофски распорядилось ими справедливо. Главная награда «Золотой медведь» у иранца Джафара Панахи с фильмом «Такси». Тут самое время напомнить, что Берлинале – смотр в первую очередь политический. Так вот Панахи в своей стране – диссидент. Решением суда ему запрещено выезжать за пределы Тегерана и снимать кино. Очевидно, что второй запрет он игнорирует, продолжая заниматься режиссурой. И, бесспорно, это человеческий и политический подвиг. Лента «Такси» полностью снята в салоне машины на ручную камеру, что не умаляет художественных достоинств картины и доказывает, что даже в душной атмосфере запретов и ограничений можно создавать кино. В Берлине режиссера не было, а награду получали его супруга и племянница.В этом году судьи в целом сделали выбор в пользу авторского кино, проигнорировав дорогие ленты, рассчитанные на широкую аудиторию. Гран-при жюри у чилийца Пабло Ларраина, который снял фильм «Клуб» о несовершенствах церкви и ее служителей. Награда за сценарий у еще одного чилийца Патрисио Гузмана с «Перламутровой пуговицей» – документальным исследованием о том, как географическое положение Чили связано с кровавой историей этой страны. И наконец, в режиссерской категории вручили две награды: Малогжате Шумовской из Польши за мистико-психологическую драму «Тело» и Раду Юде из Румынии за черно-белый истерн «Браво!». Не остался без приза и российский фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками». У картины Серебряный медведь за операторскую работу Сергея Михальчука и Евгения Привина. Правда, и здесь члены жюри не смогли остановиться, вручив еще одного медведя оператору Струле Брандту Гровлену за работу над фильмом Себастьяна Шиппера «Виктория». В свете оскаровского триумфа картины «Бердмэн», якобы снятой одним кадром, стоит заметить, что немецкая «Виктория» в разы сильнее, так как в течение двух с половиной часов там действительно нет ни одной монтажной склейки.Несмотря на присутствие звезд, берлинский фестиваль остается смотром демократическим. Поэтому тут обращают внимание в первую очередь на драмы подростковые, психологические, социальные и, само собой, политические. Красочные экранизации, дорогостоящие байопики и блокбастеры здесь скорее для создания настроения, нежели для по-настоящему жарких дискуссий о кино.
Комментарии