Образы педагогов, созданные артистами в кино, помогают сегодняшним учителям жить, будущим – выбрать эту нелегкую профессию, а обществу и государству – лишний раз обратить внимание на проблемы учительства. А как складывается жизнь тех, кто сыграл в кино учителей?
Нина Георгиевна Иванова на несколько лет стала кумиром страны. Мало кто знал, но в кино она начала сниматься еще в десятилетнем возрасте – в фильме о детях-блокадниках «Жила-была девочка». А потом с кино рассталась на долгие десять лет, поступила учиться в медицинский институт. Жизнь изменил случай – знакомый студент ВГИКа пригласил сняться в его дипломной работе, она согласилась, а руководителем той работы был сам Марлен Хуциев. Он и пригласил непрофессиональную актрису сняться в фильме « улице».Трудно сказать, жалеет ли Нина Георгиевна о том, что была в ее жизни « улице». Но эта роль вписала ее имя в золотую историю отечественного кинематографа. И когда на ТВ повторяют этот фильм, мы снова и снова следим за перипетиями любви учительницы и сталевара, и кто-то совсем юный мечтает и о такой любви, и о такой роли, и об учительской профессии.
Весна на Заречной
Она встает так рано, как не встают почтальоны, разносящие почту по домам. Ее ждут в больнице, ведь второй такой опытной медсестры в больнице нет. Только она, единственная и неповторимая. Прошлый год стал годом ее семидесятилетия, но она не собирается уходить с работы – ведь от актерской гильдии она получает лишь 600 рублей плюс обычная пенсия – не проживешь, а она еще помогает двум своим сестрам, племянникам. В доме, где живет Нина Георгиевна, никто не вспоминает о том, что когда-то она была артисткой. Во-первых, она сама не любит, когда говорят об этом, и даже выключает телевизор, если повторяют фильмы с ее участием. Во-вторых, она сильно изменилась, и только при большом воображении можно угадать в этой женщине Татьяну Сергеевну, учительницу, которая преподавала русский язык и литературу в вечерней школе на Заречной улице и в которую так сильно был влюблен ученик – сталевар Саша Савченко, а в обычной жизни киноактер Николай Рыбников.
Нина Георгиевна Иванова на несколько лет стала кумиром страны. Мало кто знал, но в кино она начала сниматься еще в десятилетнем возрасте – в фильме о детях-блокадниках «Жила-была девочка». А потом с кино рассталась на долгие десять лет, поступила учиться в медицинский институт. Жизнь изменил случай – знакомый студент ВГИКа пригласил сняться в его дипломной работе, она согласилась, а руководителем той работы был сам Марлен Хуциев. Он и пригласил непрофессиональную актрису сняться в фильме «Весна на Заречной улице».
Только в СССР фильм посмотрели 30 миллионов зрителей, на дебютантку в полном смысле слова обрушился град самых престижных наград. После этого трудно было отказаться от кинокарьеры. Иванова – не исключение, тем более что вышла замуж она за оператора Радомира Василевского. Они с мужем переехали в Одессу, и здесь Нина Георгиевна снялась в нескольких фильмах, которые, увы, ей ни славы, ни денег не принесли. Семейная жизнь тоже не сложилась.
В конце концов Иванова вернулась в Москву, устроилась на Киностудию имени Горького ассистентом режиссера, поработала недолго, а потом круто и резко рассталась с кино. Рассталась и больше не хочет иметь с ним ничего общего.
Трудно сказать, жалеет ли Нина Георгиевна о том, что была в ее жизни «Весна на Заречной улице». Но эта роль вписала ее имя в золотую историю отечественного кинематографа. И когда на ТВ повторяют этот фильм, мы снова и снова следим за перипетиями любви учительницы и сталевара, и кто-то совсем юный мечтает и о такой любви, и о такой роли, и об учительской профессии.
В маленькой деревне
Главную роль в фильме «Доживем до понедельника» сыграл Вячеслав Тихонов, но рядом с ним неизменно была красивая и талантливая Ирина Печерникова, он – преподаватель истории, она – английского языка.
После сумасшедшего успеха в фильме «Доживем до понедельника», когда предложения о новых съемках сыпались как из рога изобилия, Печерникова вдруг исчезла со сцены. В чем дело? Ирина познакомилась с известным польским джазовым музыкантом Збышеком, вышла за него замуж (это в советские-то времена, когда браки с иностранцами, мягко говоря, не приветствовались) и уехала в Польшу. Там было хорошо, там было интересно, там было огромное счастье, но там не было театра, где могла бы играть Печерникова, там не было кино, где она могла бы сниматься. Актрисе пришлось вернуться. Она устроилась на работу в Театр имени Маяковского и погрузилась в работу. Это, впрочем, не помешало ей найти счастье в Москве – Печерникова вышла замуж за режиссера и актера Бориса Галкина, того самого, чей сын ныне бороздит российские дороги в телевизионных «Дальнобойщиках». Семейная жизнь длилась семь лет, а потом они расстались: по собственному признанию, Ирина любила театр больше, чем мужа, а сил на двоих у нее не хватало.
Шли годы, ролей стало меньше, денег – тоже, нужно было жить, нужно было как-то мириться с тем, что былой славы уже нет, а известность материальных благ уже не давала. Пришлось продать квартиру на Тверской и уехать из Москвы.
Сейчас она живет в маленькой деревне, растит овощи в огороде и пишет книгу, вспоминая все, что было, и всех, кто был с ней рядом.
Судьбы причудливы узоры
Тамара Федоровна Макарова снималась во многих фильмах, но был один, который принес ей особую славу, – «Учитель». Деревенская девушка Груня влюбилась в нескладного, нерешительного, но очень талантливого учителя, который мог бы остаться в городе, но приехал в родное село и в конце концов здесь нашел свое счастье. А потом в жизни Тамары Макаровой была еще «Первоклассница» и замечательная роль первой учительницы, которая снится ученице даже ночью, – умная, добрая, внимательная, готовая поддержать девочку в ее победах и свершениях. Была и роль мамы в фильме «Дочки-матери», которая преподает в вузе, сеет разумное, доброе, вечное, но не может привить все это своим двум дочкам.
Семейная жизнь Тамары Макаровой складывалась непросто. С одной стороны, муж-режиссер, главные роли в его фильмах, премии на международных кинофестивалях, государственные награды, почет и уважение. С другой – вечный страх за сестру, которая в свое время вышла замуж за немца, родила сына Артура, после этого как «пособница немецкого шпиона» была посажена в тюрьму, отправлена в лагерь. Артура спасала Макарова – они с Сергеем Аполлинариевичем усыновили его, Тамара Федоровна всю жизнь вытаскивала парня из всяческих передряг, в результате он стал известным сценаристом и до конца своей жизни поддерживал двух сестер – тетю и маму – материально и морально. В лагере родилась племянница Макаровой – Эмма. Тамара Федоровна и Сергей Аполлинариевич, не имевшие своих детей, считали Эмму дочерью, заботились о ней, модно одевали, возили на курорты и… отчаянно портили молодой женщине ее личную жизнь. Им не хотелось, чтобы в их доме появлялись чужие.
Эмма умерла сразу после ухода из жизни Сергея Аполлинариевича, Артур переехал из Тверской области, где жил в деревне с женой, в Москву, поселился в высотном доме на Кутузовском, благо у Тамары Федоровны были тут две квартиры, а неподалеку жила в однокомнатной его родная мать Людмила Федоровна.
Помимо официальной у Артура Сергеевича была еще и неофициальная семья… Кто, за что убил Артура Макарова в квартире актрисы Жанны Прохоренко, до сих пор не выяснено. Вскоре после этого ушли из жизни Тамара и Людмила Макаровы.
О Тамаре Макаровой нет ни фильмов, вечера памяти ей не посвящают. Российское кино почему-то не стремится пропагандировать былых кумиров и продолжать былые традиции.
Просто актриса
В фильме Петра Тодоровского «Интердевочка», по сути дела, была одна главная героиня, которую блестяще сыграла Елена Яковлева. Но у «интердевочки» оказалась мама-учительница, которая совсем не вписывается в реалии новой жизни. Милая, добрая, кутающаяся в теплый платок, восторженно и неловко воспринимающая любое внимание дочери и зятя, Лариса Малеванная в этой роли была неподражаема. К этому времени она играла у Товстоногова в БДТ, снялась во многих фильмах. Но неожиданно педагогика стала ее любимым делом в жизни – однажды Ларисе Ивановне предложили набрать свой актерский курс в Ленинградском институте театра, музыки и кино. Если бы она знала, сколько сил и времени потребует эта работа, к чему она приведет, навряд ли согласилась. Но для Малеванной это было возможностью попробовать свои силы в новом деле. И она за него взялась.
Играющая и много играющая актриса пришла в коллектив, где не имел актерского опыта почти никто. Она понимала, по каким критериям нужно отбирать студентов, как работать с ними, чему учить. Но в вузе ее считали дилетанткой, не знающей теории искусства, педагогики высшей школы. Можно было все бросить, благо театр и кино отнимали много времени, но Лариса Ивановна решила по-другому, она стала посещать лекции и занятия профессоров, углубилась в чтение трудов Станиславского, Мейерхольда, Чехова, она работала со своими студентами так много и так самозабвенно, что после окончания учебы расставаться им уже не хотелось.
Малеванная основала новый молодежный театр в Питере. У театра было несколько спектаклей, они показывали их на разных сценических площадках города, ездили на гастроли в Болгарию и Югославию. Для ребят это был период становления и обретения имени, для Малеванной еще одна нелегкая творческая ноша. Помимо всего прочего нужно было выбивать здание, ведь без собственной площадки новорожденный мог умереть. В конце концов им дали помещение на Васильевском острове, и театр туда въехал, но уже с другим главным режиссером – Лариса Ивановна ушла от своих воспитанников. Она честно сказала себе, что никакой она не директор театра, не главный бухгалтер и менеджер, не режиссер, а просто актриса, хорошая и востребованная актриса, которая должна играть.
Комментарии