search
main
0

Черно-белая игра. Сегодня, как никогда, важно найти пути интенсификации развития системы дошкольного образования

Развивающийся финансовый кризис еще более обостряет кризис системы дошкольного образования. Между тем любые сбои в деятельности системы дошкольного образования обостряют социальную напряженность, а значит, повышают социальную ответственность работников системы.В этих условиях необходимо понимать, что путь обеспечения преференций своему, отдельному ДОУ в условиях кризиса становится непродуктивным. Развитие каждого ДОУ системы не должно идти вразрез с интересами других дошкольных учреждений системы. Пути развития каждого детского сада должны определяться поисками путей более рационального использования ресурсов системы, причем изначально надо понимать, что любое ДОУ должно иметь равный доступ ко всякого рода ресурсам, то есть сегодня, как никогда, важно найти пути интенсификации развития системы и каждого ДОУ.

Современное состояние системы дошкольного образования в УльяновскеНаличие в Ульяновске официально зарегистрированной очереди в детский сад (14000 человек) постоянно является очагом социального напряжения в регионе. Это объясняется тем, что в условиях кризиса самые незащищенные слои населения не могут получить необходимой социальной поддержки в системе дошкольного образования, в то же время достаточно состоятельные слои населения регулярно получают значительные средства государственной поддержки.Проиллюстрируем это положение в таблице 1.Таким образом, совершенно очевидно, что права значительной части населения (людей, которые не имеют возможности попасть в ДОУ из-за отсутствия свободных мест в них) существенно ущемлены. Это положение в целях сокращения социальной напряженности необходимо исправлять. Мы можем констатировать, что обеспечение общедоступности ДОУ – крайне важное государственное дело.В то же время система имеет совершенно очевидную тенденцию явного расслоения ДОУ района на элитные1 и элементарные. Несмотря на то что официально никто преднамеренно не разделял детские сады на элитные и все другие, стихийно сложилось так, что часть ДОУ постоянно получают преференции за счет налогоплательщика, в то же время эти особые условия недоступны значительной части ДОУ. Примечательно, что родительская плата во всех ДОУ района единая. Если учесть, что для значительной части населения района услуги ДОУ вообще недоступны (наличие очереди в ДОУ), становится ясным, что такое неравноправие граждан чревато ростом социальной напряженности.Рассмотрим подробнее эти преференции.Первая преференцияОграничение уровня укомплектования детей в элитных ДОУ при отсутствии ограничений в ДОУ для бедных. Проиллюстрируем это явление в таблицах 2, 3, 4.В элитных ДОУ уровень укомплектованности и уровень посещаемости значительно более низкий. Уточним это методом поляризации полученных данных, отделяя при этом элитные и элементарные детские сады.Данные о среднемесячной посещаемости в элитных ДОУ (полученные по документам) существенно отличаются от реальных, так как эти учреждения, как правило, посещают состоятельные люди, и для них не столь значима сумма родительской платы, поэтому часто в этих ДОУ родители просят отметить ребенка как присутствующего. «Контрольный срез» показал, что в этих ДОУ реальная  среднемесячная посещаемость колеблется в пределах 10-13 детей. Данные таблицы свидетельствуют о том, что даже в этих переукомплектованных ДОУ реальная среднемесячная посещаемость в основном не превышает норматива – 20 человек в группе, исключение составляют ДОУ №64 (22,4), ДОУ №225 (22,2).Характеризуя это положение, добавим, что показатель укомплектованности и посещаемости – это очень важные показатели, определяющие экономическую эффективность деятельности ДОУ, так как все расходы, осуществляемые ДОУ при подсчетах, делятся на количество детей, посещающих ДОУ (чем меньше детей в ДОУ, тем «дороже» становится каждый ребенок).Вторая преференцияОпределяется повышенным уровнем комфортности и диапазоном бесплатных дополнительных образовательных услуг в элитных ДОУ, при этом полной недоступностью такого же уровня для других ДОУ. Все это осуществляется при едином для всех ДОУ уровне родительской платы.Третья преференцияПовышенный уровень финансирования элитных ДОУ.В элитных ДОУ среднегрупповой показатель уровня финансирования в расчете на одного ребенка составляет 4,54 тысячи рублей, а в элементарных – 3,68 тыс. рублей средних показателей, разница составляет 800 рублей в месяц.Совершенно очевидно, что в условиях кризиса и острого дефицита бюджетных средств, который не позволяет преодолеть наличие 14000 человек в очереди на детские сады, объективно необходимы дополнительные средства, которые сейчас расходуются на обеспечение элитности отдельных ДОУ, перенаправить в дело обеспечения общедоступности ДОУ, то есть на открытие дополнительных ДОУ. Именно такому подходу мы отдаем предпочтение в процессе разработки проектов развития системы дошкольного образования, и в частности данного проекта.Определение основных источников развития системыОпределяя основные источники развития системы дошкольного образования в современных условиях, мы отчетливо осознаем, что значительных дополнительных средств на это в бюджете нет, а значит, нам необходимо модернизировать систему в рамках существующего финансирования, то есть исключительно методами интенсификации развития системы. Поэтому мы определили для себя следующие источники развития.Применение разработанных нами технологий как основного источника интенсификации развития системы.Разработанные нами технологии позволяют оперативно и адекватно выявлять практически все значимые для системы дисфункции, что позволяет эффективно влиять на систему с целью устранения этих дисфункций, что делает практически невозможными проявления системного кризиса в ней, а значит, существенно повышает ее жизнестойкость.Применение новых подходов к определению размера родительской платы за услуги ДОУ – размер родительской платы равен реальным расходам на ребенка минус норматив. Такой подход позволит стимулировать более рациональное использование средств в системе, кроме того, позволит перенаправить значительную часть ресурсов от создания элитных условий для отдельных ДОУ к развитию сети ДОУ в целях преодоления очереди на детский сад.Применение маркетингового подхода к определению основных направлений развития системы. Такой подход обеспечивает возможность существенной экономии средств путем отказа от оказания услуг, которые незначимы для родителей и за которые они не готовы платить деньги. В то же время услуги, которые уже трансформировались в устойчивый спрос, маркетинговый подход позволяет интенсивно развивать. Именно маркетинговые исследования позволят определить, сколько и каких ДОУ необходимо создавать в данном районе (сколько элитных, сколько элементарных и так далее).Создание механизмов, стимулирующих инвестиции в систему дошкольного образования посредством полного отказа от оказания дополнительных услуг и дополнительных комфортных условий за счет налогоплательщика. Все желающие услуг для своих детей должны будут инвестировать средства в систему.Переход от политики развития системы средствами развития отдельных элитных ДОУ к стратегии развития методом стимулирования равномерного управляемого развития методом создания принципиально равных условий развития.Направления развития системы дошкольного образования в Засвияжском районе УльяновскаПервое направление – существенное усиление социальной защиты малоимущего населенияВ настоящее время экономический кризис значительно ослабил социальную защиту населения. Многие родители потеряли работу. В этих условиях вопросы усиления этого направления имеют огромное значение. Следует отметить, что людям, потерявшим работу, нужны более радикальные меры социальной защиты. Для них принимаемые на сегодня меры, например частичная компенсация родительской платы в ДОУ, уже являются недостаточными. Им необходима услуга социального ДОУ, то есть бесплатного.Предлагаемые механизмы решения проблемы социального ДОУ3:- проанализировать реальные затраты в расчете на одного ребенка в каждом ДОУ;- на основе анализа определить норматив финансирования (отсекая все нерациональные расходы);- определить новые правила взимания родительской платы в ДОУ: родительская плата должна равняться реальным затратам на ребенка минус норматив;- в этом случае бесплатными, социальными ДОУ становятся все ДОУ с низкими затратами.Рассмотрим это на примере данных по Засвияжскому району Ульяновска. В частности, за счет введения нормированного финансирования и изменения порядка взимания родительской платы (родительская плата равна реальным затратам на ребенка минус норматив), по нашим подсчетам, мы можем создать около 700 бесплатных мест. Более того, в случае дополнительного получения инвестиций на эти цели из службы социальной защиты или в случае целенаправленной управленческой деятельности по удешевлению затрат других ДОУ количество детей, посещающих социальные ДОУ, может быть увеличено в соответствии с реальными надобностями области.Рассмотрим эти положения на конкретных данных по Засвияжскому району. Примерная стоимость родительской платы за услуги ДОУ исходя из принципа представлена в таблице 5, в столбце №4.В случае изменения подходов к взиманию родительской платы, перехода к положению, когда родительская плата равна реальным затратам минус норматив, мы получаем 3 детских сада бесплатных, которые обслуживают 444 детей, и 7 ДОУ значительно более дешевых при родительской плате:- 600 рублей в месяц – 3 ДОУ на 400 мест;- 400 рублей в месяц – 1 ДОУ на 146 мест;- 300 рублей в месяц – 1 ДОУ на 150 мест;- 200 рублей в месяц – 1 ДОУ на 151 место;- 100 рублей в месяц – 1 ДОУ на 149 мест.В условиях кризиса такие меры крайне необходимы.Второе направление развития системы – существенное расширение количества мест в ДОУ (до полного устранения очередности)Традиционно данное направление осуществляется исключительно за счет вложения дополнительных средств в систему. Мы же считаем, в условиях кризиса необходимо расширять количество мест в ДОУ за счет интенсификации деятельности самой системы, за счет стимулирования дополнительных инвестиций родителей в систему. Интенсификация деятельности системы может осуществляться за счет более полной комплектации групп и методом возврата в систему всех ранее используемых не по назначению групп в ДОУ. Третье направление развития системы – повышение оплаты труда педагогических кадровАнализ расходов на зарплату позволил констатировать большой разброс затрат на данную статью. Учитывая, что эта статья является наиболее фондоемкой, можно сказать, что мы имеем значительные возможности повышения эффективности ее использования. Решение вопроса мы предполагаем двумя способами:- введение доплат в связи с интенсификацией деятельности ДОУ; – введение платы за услуги повышенной комфортности.Введение доплат за интенсификацию труда сотрудниковОдин из путей повышения заработной платы сотрудников мы видим в увеличении зарплаты в случаях повышенного укомплектования группы ДОУ детьми (в процентном соотношении). В своих подсчетах мы исходим в среднем из двадцатипроцентного увеличения списочного состава ДОУ.  В связи с этим мы считаем приемлемым адекватное увеличение зарплаты сотрудников на 20%. Причем подчеркиваем, что увеличиваем затраты бюджета лишь по одной статье, других затрат для планируемого увеличения количества мест в ДОУ на 400 детей нет. Для сравнения: если бы мы решали эту проблему стандартными способами, то есть строили новые ДОУ, то нам бы пришлось построить 4 новых ДОУ на сто мест каждое. При этом мы все равно не избежали бы затрат на зарплату сотрудников, так как и в этих новых ДОУ тоже работали бы люди. Таким образом, введение доплат сотрудникам ДОУ мы считаем одновременно экономически целесообразным и социально необходимым.Введение оплаты за все услуги ДОУ повышенной комфортностиВторой источник увеличения оплаты труда сотрудников ДОУ мы видим в увеличении доли родительской платы в случаях получения образовательных услуг повышенной комфортности и диапазона.Особо необходимо отметить, что самый высокий диапазон затрат в ДОУ показывают именно затраты на зарплату сотрудников. Методика реализации этой задачи следующая.Изучение нормативов финансирования этой статьи расходов в доперестроечный период при соотношении количества детей и нормативного количества сотрудников в детских садах разного типа позволило сделать вывод о том, что практически всегда это соотношение составляло 3,3 (коэффициент 3,3), то есть на каждого среднестатистического сотрудника ДОУ приходилось 3,3 условного ребенка. Именно это количество сотрудников обеспечивало бесперебойную деятельность детского сада, качественное обслуживание детей в нем.Оптимизируя количество сотрудников в ДОУ, за основной норматив мы примем этот же коэффициент. Именно этот норматив будет рассматриваться как базовый, все остальные ставки сотрудников будут рассматриваться как излишние, определяющие элитность, повышенный уровень услуг ДОУ, и поэтому они должны оплачиваться родителями дополнительно.Учитывая то, что в ДОУ с повышенной комфортностью и высоким диапазоном образовательных услуг этот коэффициент доходит до показателей 2,5-2 ребенка на 1 сотрудника, мы можем стимулировать достаточно высокий резерв притока финансирования, направленный на повышение зарплаты сотрудников. В этом случае сотрудники получают ставку за стандартный набор услуг, а в случае спроса родителей на дополнительные услуги получают доплату уже из кармана потребителей. Такой подход стимулирует деятельность сотрудников на повышение качества обучения и воспитания детей.Примечательно, что и в рамках коэффициента 3,3, рационально используя такой ресурс, как рабочее время педагогов, можно обеспечить уровень комфортности (при высоком диапазоне и качестве образовательных услуг)4. Таким образом, стимулируя повышение экономической эффективности в расходовании самой фондоемкой статьи расходов – зарплата сотрудников в нашем проекте, – должны применяться следующие меры:- изучение сравнительной эффективности использования ресурса;- введение коэффициента 3,3 при расчете норматива финансирования этой статьи;- при необходимости, если есть спрос, введение дополнительных образовательных услуг с оплатой этих услуг соответственно дополнительно;- проведение работы по применению новых, более эффективных графиков работы сотрудников, обеспечивающих узкую специализацию и индивидуализацию обучения детей;- введение дополнительной оплаты за повышенную укомплектованность групп детьми (см. табл. 6).В заключение хочу заметить, что именно методами оптимизации деятельности системы дошкольного образования возможно решение сложной проблемы обеспечения конституционного права каждого ребенка на общедоступное дошкольное образование. Кроме того, существующий экономический кризис диктует нам свои условия и определяет необходимость усиления социальной защиты малоимущих. Думается, что национальная система дошкольного образования пойдет по пути создания различных ДОУ, но с условием неукоснительного обеспечения равного доступа к государственным фондам социального потребления. А это означает, что для каждого ребенка России норматив финансирования должен быть одинаковым. Все же сверхнормативные условия и услуги должны обеспечиваться самими родителями.1 Под понятием «элитные» мы понимаем ДОУ, которые имеют ряд нижеперечисленных преференций.2 Мы используем этот термин, естественно, в переносном смысле, так как он наиболее точно определяет суть дела.3 Все предлагаемые меры реализуются посредством использования разработанной нами компьютерной программы, которая, автоматизируя процессы анализа, позволяет найти самый рациональный путь решения проблем ДОУ.4 Такие подходы подробно описаны в моей диссертации «Управление качеством в макросистемах дошкольного образования» (М., 2005 г.), а также в пособии Фалюшиной Л.И. «Управление качеством образовательного процесса в ДОУ» (М.: Аркти, 2003).​Лариса ФАЛЮШИНА, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте