– Морды? – переспросила я.
– Морды, – поправила меня Лидия Алексеевна. – Это ловушка такая, из жилинок, выстроганных прутьев. Сделана, как мешок. Рыбина войдет туда – щука там, окунь, карась да любая черная рыба, а обратно-то она выйти не может, потому что натыкается на эти острые прутья.
С Лидией Алексеевной Сегеповой, учителем истории 6-й школы Ханты-Мансийска, говорили мы об уникальном учебнике “История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней”. Она один из составителей его учебно-методического аппарата. Но серьезный разговор то и дело “иллюстрировала” воспоминаниями ее далекого детства. Конда, деревня Шугур, обычаи, верования ее родного народа манси… И эта бесконечная, изнуряющая рыбалка.
– Когда мама утонула, мы с братишкой были очень маленькими. Зимой отец уходил на дальнее озеро за рыбой, мы оставались совсем одни. И вынуждены были сами искать себе пропитание. Сами плели запоры. Ставили их на пути нерестового движения рыбы, а к загородке приставляли наши ловушки. Рыба тычется, тычется в запор, а потом смотрит: ага, есть выход. Помню, поднимаешь морду, а там рыба плещется. “Ой, радость-то какая!” Разводим костер, варим уху в котле…
– А сколько же вам лет было?
– Да лет девять. Мы же рано стали взрослыми.
Что верно, то верно. В том же учебнике можно прочитать, что “возведение рыболовных запоров и поддержание их в рабочем состоянии – очень трудоемкое занятие, которое требовало коллективных усилий большого числа людей, составлявших ядро общины”.
Соавтор Лидии Сегеповой – Нина Петровна Мирошниченко, главный специалист по воспитательной работе Главного управления по общему и профессиональному образованию Ханты-Мансийского автономного округа – по специальности тоже учитель истории. И тоже коренная северянка – родилась за Полярным кругом, в национальном поселке Аксарка, в 80 километрах от Салехарда. Такое же трудное детство, постоянная нехватка кислорода, полярная ночь… Ее жизнь – та же частичка истории.
– Попала в Ханты-Мансийск, как в другой мир. В лес зайти боялась, – признается Нина Петровна, – не видела его никогда.
– Понимаете теперь, – говорит она, – что нам с Лидией Алексеевной эта “скучная работа” над учебно-методическим аппаратом, работа без выходных и отпусков, запомнится навсегда. Я думаю, для всех жителей округа новаторская идея нашего губернатора Александра Филипенко – создать к 70-летию Ханты-Мансийского автономного округа уникальный учебно-методический комплекс по истории возглавляемого им региона – стала подарком. А “соседи” тут же “всполошились”: “Разве наш регион не заслуживает того же?” Так что работа авторского коллектива ученых из Уральского госуниверситета им. А.М.Горького и Института истории и археологии Уральского отделения РАН из Екатеринбурга, а также археологов, краеведов, педагогов, много лет изучающих историю культурного наследия Западной Сибири и Урала, продолжается. Готовится к изданию аналогичный комплекс для Ямало-Ненецкого автономного округа.
Лидия Паукова, начальник ГУО и ПО:
– Федеральным стандартом на изучение родного края отводится 10-12 часов в год. Курс получается сжатым, бессистемным.
Дмитрий Редин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России УрГУ, ответственный редактор,
Сергей Горшков, координатор проекта:
– Пожалуй, до сих пор региональный исторический компонент не обеспечивался комплексно: учебником, хрестоматией и программой учебного курса. Даже просто учебников по региональной истории в нашей стране пока еще очень мало. Наш комплекс существенно отличается от просто краеведческого.
В системе школьного образования краеведение рассчитано на младших школьников. Его задача – дать детям первоначальные представления о местной истории, привить любовь и уважение к прошлому малой родины. Региональная история тоже преследует эти цели, но задачи ее шире: она призвана связать представления о прошлом края с представлениями о прошлом страны и мира. Во-вторых, помогает понять, какое место и какая роль были отведены краю в мировом историческом процессе. Наконец, вместе с другими предметами курс региональной истории призван дать школьнику качественную общегуманитарную подготовку, привить навыки научной работы для обучения в высшей школе. Поэтому он и предназначен для старших школьников.
Александр Базаров, историк, заведующий кафедрой Курганской сельхозакадемии, член Союза писателей России:
– По порядочной российской истории мы соскучились. Со времен Николая Карамзина, Василия Ключевского, Сергея Соловьева. Суррогат науки надоел. Взрослому читать скучно, школьнику – опасно для психики.
Авторам удалось главное – перенести историю родного края из политики в сферу национальной культуры. Книга оригинальна содержательно, иллюстративно, методически. Все мы из каменного века, но у каждого народа он свой.
Молодому жителю округа будет лестно узнать, что коренные народы Югории еще в далекие средние века активно вписались в азиатскую политику и судьбу России.
Мои пожелания сводятся к следующему. Ханты-Мансийский округ – самый классический край советской ссылки. Этот печальный факт отражен слабо. А ведь во многом и административная структура края, и его столица обязаны происхождением не истории дальних веков, а ссылке 30-40-х годов.
…Я держу в руках этот уникальный учебник и ловлю себя на мысли, что хочется листать его дальше и дальше. Более трехсот замечательных иллюстраций, половина из которых цветные, прекрасное оформление. Но главное, поверьте, – это увлекательное чтение. Язык не повернется назвать эту книгу “учебником” – просто история. Почти по Ключевскому.
Елена КОМАРОВА
Ханты-Мансийск
Комментарии