search
main
0

Черная пятница, или Всемирный день отказа от покупок: как уживаются два в одном

Календарь дат и событий напоминает, что 24 ноября мировая общественность отмечает Всемирный день отказа от покупок. В это же время торговые сети проводят массовые распродажи всевозможных товаров в рамках Черной пятницы, которая во многих странах получила статус «фестиваля».

Фото: freepik.com

Могут ли ужиться в одном флаконе два совершенно разных понятия? Цель одного – отказаться от спонтанных покупок. Задача второго – привлечь внимание потенциальных покупателей к акции со скидками на популярные товары.

В этот день торговые сети многих стран заявляют о скидках до 50,70, иногда и более высоких процентах. А магазины, согласно мировой статистике, получают от 25 до 50% годовой выручки. Когда появились черные пятницы? Что за история сопутствовала их рождению?

Где искать корни черной пятницы

История «Черных пятниц» началась в конце XIX столетия, когда президент США Линкольн объявил о создании Дня благодарения, посвятив этой цели последний четверг ноября. Народ окрестил день, следующий за благодарением, «Черной пятницей».

Правда, это случилось не сразу. Событию предшествовала афера с обвалом фондового рынка золота, которую провернула пара спекулянтов – Джей Гулд и Джеймс Фиск. Тогда в одночасье стоимость желтого металла обрушилась более чем на 20 процентов, что привело к 50-процентному снижению стоимости на все сырьевые товары.

Потребители, потратившие на покупки меньше денег, чем планировали, остались в выигрыше. Кто-то из острословов впервые назвал пятницу «черной», имея в виду на том этапе, конечно же, не покупателей. О скидках речи не было, но тенденция уже просматривалась.

Со временем правительство нашло возможность привлечь покупателей в магазины в конце рабочей недели. День благодарения добавлял рабочему люду три дополнительных выходных, которые народ проводил в свое удовольствие. Когда этого показалось мало, любители отдохнуть начали придумывать всевозможные болезни, которые позволили бы не появляться в этот день на работе.

Вместо того чтобы лечь в постель и начать лечиться, люди отправлялись на прогулки с семьями. Владельцы развлекательных заведений и магазинов потирали руки: пятничные выручки вырастали в разы.

Чтобы расшевелить народ и заставить еще больше раскошелиться, предприниматели объявили о начале черных пятниц. Они сопровождались скидками на товары, которые доверчивые американцы  буквально сметали с полок. В давках люди получали увечья, порой несовместимые с жизнью.

Фото: freepik.com

С годами пришло понимание того, как действуют уловки. Многие недобросовестные продавцы научились незадолго до начала периода скидок накручивать цены на товары. А в черную пятницу снижать их до беспрецедентных цифр. Аналитикой народ не занимался. Магазины потребители брали штурмом, хватая все подряд и не думая о том, пригодятся ли купленные в вещи впоследствии.

Это сладкое слово «Sale»

Идея дня отказа от ненужных покупок тоже появилась за океаном. Инициатором этой акции стал журналист из Канады Калле Ласн (Kalle Lasn), занимающийся экономической аналитикой. В 1922 году он заявил, что причина финансового кризиса «зарыта» не в нерегулируемых рынках, а в отсутствии культуры потребления товаров.

Один из аргументов сторонников акции говорит о том, что страны с высоким уровнем жизни объединяют около 20 процентов жителей Земли, на долю которых приходится до 80 процентов всех ресурсов, имеющихся на планете.

В начале XXI столетия акция, связанная с Днем отказа от покупок, расширила географию и вовлекла в участие еще 56 стран. Сейчас она проходит почти в 70 государствах. Условия простые – на протяжении суток ее участники отказываются от каких-либо приобретений, за исключением жизненно важных товаров.

Чтобы привлечь внимание сообщества к глобальной проблеме, 24 ноября, во Всемирный день отказа от покупок, активисты организовывают митинги, флешмобы, выставки. «Ради мира на земле ничего не покупай!» – так звучит лозунг акции. Демонстрации в торговых центрах носят дружелюбный характер.

Их организаторы беседуют с людьми, приглашают на просмотры специальных видеороликов. Они рассказывают, что среднестатистический американец ежемесячно приобретает в 5 раз больше товаров, чем житель Мексики, в 10 раз больше, чем гражданин Поднебесной, и в 30 раз больше индуса.

Ежегодные распродажи в ноябре по «черным пятницам» вызывают у россиян все меньше доверия. Тем не менее каждый девятый соотечественник надеется, что очередная подобная акция пройдет честно – с реальными скидками на товары.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте