26 ноября состоится ежегодный день больших скидок – «Черная пятница». Как относятся жители России к распродажам, какие покупки совершают и как не дать себя обмануть ложными скидками – выяснило сетевое издание «Учительская газета».
«Черная пятница» не такая и черная
Черный цвет обычно ассоциируется или с чем-то негативным, или с чем-то торжественным.
На слуху «Черный четверг» в США, положивший начало Великой депрессии в 1929 году, а также «Черный вторник» в декабре 2016 году и скачок курсов валют. Никаких позитивных эмоций эти «черные» дни недели, разумеется, не вызывают.
Однако это не касается пятницы. Пятница и без того приятный день – канун выходных, а черная – приятна вдвойне. Ее название связывают с идиомой «in the black» (она противоположна «in the red»), означающей прибыль, финансовый успех. Такое выражение появилось из традиции отмечать черным цветом в бухгалтерских книгах именно прибыль, в отличие от «красного» убытка.
Надо сказать, что «Черная пятница» – дело не одного дня. Скорее, это общее название периода распродаж, который может длиться в течение месяца. Но традиционно скидки начинаются за три дня до пятницы (примерно с 23 ноября) и длятся три дня после пятницы (до 29 ноября). Сама пятница в этом году выпадает на 26 ноября.
И это не просто день. В некоторых странах – это праздник, пусть и не официальный, но долгожданный. Любители шопинга специально берут на работе выходной, чтобы успеть на «горячие» скидки, размер которых может достигать 90%.
Ждут ли «Черную пятницу» россияне?
Как выяснилось, российские покупатели положительно оценивают распродажи и ждут их. Хотя отмечают уменьшение скидок в последнее время.
Однако принять участие в акции планирует только 12% опрошенных, 69% совершать покупки не собираются. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного платформой SuperJob среди 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет .
Наиболее популярна «черная пятница» у молодежи – 23% россиян младше 24 лет планируют сделать приобретения в период распродаж.
Честные скидки – доверяй, но проверяй
Действительно ли скидки достигают тех размеров, которые заявлены продавцами в дни распродаж – до 90%?
На эту тему много лет проводятся различные исследования, которые зачастую показывают, что реальная скидка – более 10% – действует лишь на четверть товара. Часть товара – около половины – продается с небольшими скидками (явно меньше заявленных), а еще треть товара – вообще не имеет скидок. Продавцы искусственно завышают цены перед распродажами, а потом создают видимость грандиозной скидки. Все знают про зачеркнутую цену, которая не имеет ничего общего с реальной.
Особенно это касается товаров, пользующихся спросом – техники, одежды, обуви, детских товаров.
Однако активность покупателей, обратная связь, сообщения о завышении цен позволяют выявлять такие случаи и улучшать сервис из года в год, делать скидки действительно реальными.
Доверяют ли скидкам сами покупатели, показывают данные названного опроса, проведенного платформой SuperJob.
Так, 14% респондентов считает, что «черная пятница» позволяет приобрести товары и услуги действительно по сниженным ценам. И опять больше всего доверяет «черной пятнице» молодежь до 24 лет – 31%, россияне старше 45 лет менее доверчивы (8%).
В целом же более половины россиян (65%) считают «черную пятницу» обманом покупателя и не верят в реальность скидок.
Не дай себя обмануть
Купить товар с хорошей скидкой в «черную пятницу» действительно можно. Однако, чтобы не разочароваться, приобретя товар по обычной или даже более высокой цене, необходимо подготовиться.
Итак, пока есть время до начала распродаж, необходимо заранее узнать о магазинах, участвующих в акции – посетить их сайты и отследить цены на интересующие товары.
Сравнить цены в разных магазинах позволяют различные сервисы. Пожалуй, самый распространенный – «Яндекс.Маркет», где можно отследить динамику цен.
Конечно, покупка должна быть запланирована. Только тогда можно заранее узнать цены и понять размер скидки в дни распродаж.
Так, по данным исследования Platforma («Платформа больших данных», совместное предприятие ВТБ и «Ростелекома»), проведенного на основании онлайн-анкетирования, подавляющее число респондентов – 81,8% – планируют свои покупки. Треть покупателей – 31,3% – составляют списки желанных товаров, а 26,9% – сравнивают цены в разных магазинах. Четвертая часть опрошенных россиян – 24,1% – постоянно отслеживают сайты распродаж.
Так что в настоящее время покупатели стараются не попасться на ложных скидках.
Сколько потратить?
Несмотря на планирование «чернопятничных» покупок, данные опросов свидетельствуют, что более половины россиян (66,6%) тратят на распродажах больше обычного. Оно и понятно. Не каждый день можно купить товар с хорошей скидкой. Даже если его покупка не планировалась.
При этом 57,5% опрошенных специально копит деньги к периоду распродаж.
Какие суммы готовы потратить россияне на осенний скидочный шопинг?
В среднем это 10-20 тысяч рублей. В этом признались 51% опрошенных. Ещё часть готова сделать более крупные покупки, потратив на них от 30 до 50 тысяч рублей (17,9%). Небольшой процент респондентов готовы шикануть, выложив за приобретения от 50 до 100 тысяч (7,1%) и больше (1,5%). И, напротив, скромный бюджет – до 10 тысяч рублей – имеют 22,5% покупателей.
В целом исследования показали, что потребители в России планируют потратить в «черную пятницу» этого года на треть больше средств, чем в прошлом году – 18,5 тысяч рублей против прошлогодних 13,8 тысяч.
При этом 5,9% делают покупки в кредит, а 5,1% – берут в долг у родственников и друзей.
Что купить?
Чаще всего с большой скидкой россияне хотят купить одежду (26%) и бытовую технику (21%). Покупательским спросом пользуются книги, онлайн-курсы, авиабилеты и инструменты для ремонта (19%).
Различные гаджеты и девайсы планируют приобрести 8%. Обувь и товары для дома одинаково популярны (по 5%). Кроме того, в число покупок входят продукты питания (4%), косметика (3%) и товары для детей 2%).
Самые бессмысленные приобретения «черной пятницы»
Некоторые россияне признались в приобретении во время распродаж абсолютно ненужных вещей. Согласно опросу Райффайзенбанка, 31% респондентов сообщили, что приобрели по акции более половины вещей, без которых можно обойтись.
Абсолютно бессмысленными и бесполезными покупками, по признаю покупателей, стали костюм клоуна и платье для кошки, вставная челюсть и ящерица, а также шуба на два раза меньше нужного и пуховик с растрепанным воротником.
Чтобы шопинг стал приятным, покупки не разочаровали ложными скидками, эксперты советуют заранее распланировать необходимые приобретения, бюджет и узнать стоимость интересующих товаров заранее. Не нужно рассматривать незапланированные вещи и принимать спонтанные решения. И тогда удачная покупка принесет радость и удовлетворение.
Комментарии