Астрономия вернулась в школы четыре года назад, и ей не очень-то обрадовались ученики 10‑11‑х классов, которые не всегда воспринимают этот предмет всерьез. И как результат путают солнцестояние и равноденствие, думают, что Полярная звезда самая яркая на небе. Учителя астрономии, которых, кстати, в педвузах-то не готовят, чтобы провести интересно космический урок не по устаревшим учебникам, занимаются на курсах, слушают лекции, вгрызаются в Глобальную сеть в поисках полезных и захватывающих материалов, чтобы школьники в том числе научились отличать научные астрономические достижения от мифов и ложных сенсаций.
Зачем нужна астрономия?
Астрономия – это мировоззренческая наука, которая позволяет школьникам определиться с местом человека во Вселенной. И это не философское, а вполне прикладное знание: ребята узнают о теориях происхождения Вселенной, роли астрономии в навигации, развитии российской и мировой космонавтики. Курс астрономии поддерживает и другие предметы: математику, физику, биологию, химию. Дисциплины пересекаются и дополняют друг друга. Сегодня астрономический вопрос есть, например, в ЕГЭ по физике.
Кроме того, астрономия – это действительно интересно, так считают некоторые школьники. Близнецы Настя и Полина, девятиклассницы московской школы, хотят стать астрофизиками. Еще в 7‑м классе они увлеклись космосом, год назад обе прошли отбор и поступили на трехгодичный курс в астрофизическую школу «Траектория», где, кстати, 5 человек на место. Школьной программы по астрономии им явно недостаточно.
– Одноклассники нас не понимают. Удивляются. Странный выбор для девочек – стать учеными-астрофизиками, ведь в моде IT-специальности, – говорит Полина.
Но заинтересованных учеников единицы. Согласно весенним исследованиям Института прогрессивного образования 38% российских школьников 8‑11‑х классов хотели бы исключить астрономию из учебной программы. Школьники уверены, что предмет слишком сложный и никогда им не пригодится в жизни.
Ситуация с астрономией в школах
– Мы с классом посетили планетарий, я вижу, что им эта тема не особо интересна. Астрономия нужна тем, кто собирается поступать в МГУ на астрофизиков, а у нас физику сдают 8 человек из трех выпускных классов. Школьной программы достаточно для общего развития. Если бы мы видели заинтересованность детей, организовали бы дополнительные занятия, – констатирует учитель физики школы №2120 Елена Носова.
В ее школе уроки астрономии проходят в электронном формате. Учитель прикрепляет материал для изучения, задания в дневнике МЭШ и оценивает учеников по результатам.
В других московских школах похожая ситуация – занятия проходят по учебникам, ребята посещают планетарий, в некоторых школах есть свой надувной купол для изучения звезд. Учитель физики школы №1392 имени Д.В.Рябинкина Алексей Калякин говорит, что среди его выпускников в этом году желающих стать учеными-астрофизиками не нашлось, а для ребят знания школьной программы более чем достаточно.
При этом, по данным ВЦИОМ, астрономия стоит на втором месте среди научно-популярных направлений, которыми интересуются россияне. Но среди старшеклассников наука о космосе совсем непопулярна.
Почему так происходит?
Астрономию в школе изучают в 10‑11‑х классах. К этому времени ученики, обычно уже определившиеся с будущей профессией, осознанно идут в предпрофессиональные классы: инженерный, медицинский, педагогический. А тут новый предмет. Одновременно с ним дети начинают готовиться к ЕГЭ и поступлению, и кроме этого едва ли их что-то еще интересует. В итоге астрономию подростки считают лишней, отнимающей драгоценное время.
Кажется, самым логичным решением было бы начинать преподавать астрономию в более раннем возрасте. Именно так и делают некоторые школы.
– В 2086‑й начинают знакомиться с астрономией еще в средней школе. В мобильном планетарии смотрим затмение. В образовательной организации есть астрономический кружок. Для 7‑9‑х классов это общее знакомство с космосом, для 9‑11‑х классов – подготовка к астрономическим олимпиадам, – рассказывает учитель астрономии Александр Ярцев.
Учитель астрономии школы №1368 Любовь Кушнир влюблена в астрономию и горит этим предметом:
– До пандемии мы ходили в астрономические походы, смотрели на звездное небо, говорили с ребятами о космосе. У меня есть выпускница, яхтсменка, она при встрече всегда меня благодарит, потому что пользуется знаниями, полученными на уроках, для ориентирования в море. У нас в школе есть мобильный планетарий, хотелось бы фильмов побольше. Есть интересные американские, но не хватает российских, о достижениях в нашей стране.
Кто и по каким материалам сегодня преподают астрономию?
Чаще всего в школах астрономию преподают учителя физики. Иногда – математики, биологи и даже учителя английского. Сложно вызвать живой интерес у школьника, если взрослый сам не погружен в предмет. В астрономии есть темы, в которые вникнуть без грамотного эксперта не получится.
Фонд некоммерческих инициатив «Траектория», который занимается образованием, стал проводить бесплатные семинары, чтобы помочь учителям астрономии, педагогам «началки», кружков и даже преподавателям вузов разобраться в звездном мире. Именитые ученые, доктора и кандидаты наук из космического мира рассказывают о методике преподавания, авторских разработках, опыте зарубежных коллег.
По словам преподавателя астрофизической школы «Траектория» кандидата физико-математических наук Марии Богдановой, на занятиях даже были обзоры европейских методик преподавания для разных возрастов. Богданова уверена: такие программы для передачи опыта среди учителей просто необходимы, ведь, если школа вводит астрономию в программу в средней или начальной школе, учителя могут сами не разобраться в сложном материале.
– Я слушал лекции таких ученых, как Дмитрий Зигфридович Вибе, Олег Васильевич Верходанов, Владимир Георгиевич Сурдин, Сергей Арктурович Язев. Эти встречи много дают учителям – энтузиастам астрономического образования. На занятиях определенная космическая атмосфера, – не сдерживает эмоций учитель астрономии Анатолий Гончаров.
Многие учителя жалуются на нехватку материалов для изучения астрономии. Учитель физики и астрономии Татьяна Чашкина отмечает:
– Сложно найти материалы, чтобы подача была интересная и соответствовала школьной программе. Есть много фильмов, но они о пришельцах или с антинаучной информацией. Детям такое не покажешь. Можно объяснить астрономию на пальцах. Но лишь объяснить, а не увлечь и заинтересовать. Мне в этом году повезло, я во время зимних каникул прошла бесплатные онлайн-семинары для учителей астрономии в фонде «Траектория» и была в восторге! Я поняла, что не одна со своими проблемами, и узнала новые методики, источники и материалы, даже фильмы фонда, которые использую на занятиях, и уроки стали незабываемыми.
– Трудности, безусловно, есть. Главная – быстрое устаревание учебников: астрономия развивается бурно, издатели не успевают. По правилам учебники годны до 5 лет. В Сети появляется много нового и интересного, приходится долго отбирать материал, а потом оформлять в виде презентаций. Существующие электронные ресурсы, хотя они качественные, тоже не успевают за временем, – говорит Анатолий Гончаров.
Педагог с детства увлекается астрономией и прослушал семинары фонда «Траектория». Теперь он использует на уроках материалы тех занятий. Иногда переделывает их под учеников более младшего возраста:
– Когда слушаешь лекции ученых, можно задать вопрос и получить ответ – это важная часть занятий. Кстати, материалы семинаров всем присылают. Лекции физиков и астрономов, биологов, гуманитариев выложены на сайте «Траектории».
Пока астрономия в школе сталкивается с нехваткой материалов, заинтересованных учителей и учеников. Это можно решить, если предмет будет идти в ногу с наукой, учителя – прокачивать свою квалификацию, рассказывать о невидимой темной материи и белых карликах, и тогда увлеченных астрономией школьников станет гораздо больше.
Маргарита ТИМОФЕЕВА
Комментарии