search
main
0

Через тернии – к звездам. VII Всероссийский конкурс «Воспитатель года России» прошел по новым правилам

Наша жизнь держится на традициях. 1 сентября – День знаний, конец сентября – начало октября – всероссийский финал конкурса «Учитель года России», День учителя в Государственном Кремлевском дворце. А ноябрь – пора для дошкольного образования.

За 7 лет проведения конкурс «Воспитатель года» тоже стал хорошей традицией, которую финансово и организационно поддерживают учредители – Общероссийский профсоюз образования и Министерство образования и науки РФ. В этом году традицию укрепляли новые партнеры – правительство Санкт-Петербурга, Комитет по образованию Северной столицы. Конкурс впервые прошел на родине прошлогоднего победителя, воспитателя детского сада Приморского района Санкт-Петербурга Натальи Одинцовой. Во время закрытия «Воспитателя года» председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова сказала особые слова благодарности губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, председателю Комитета по образованию Жанне Воробьевой, всей команде, которая принимала участников, организаторов, сопровождающих и жюри – огромную конкурсную армию!Когда пишешь о конкурсе, хочется говорить в первую очередь об участниках. Они интересны как творческие люди, с которыми хочется общаться, как педагоги, которые попали в непростую для себя ситуацию. Как профессионалы, обычно работающие в замкнутом пространстве класса, группы, а на конкурсе попадающие в особые условия – за всеми манипуляциями наблюдает жюри… Какие они, воспитатели года России? Вернее, не только воспитатели, различные специалисты, работающие с дошколятами. «Люди как люди», – говорил булгаковский Воланд о жителях столицы. Между собой обмениваются воспитательными премудростями и сетуют на жизненные неурядицы, волнуются о близких, бледнеют после бессонных ночей, беспокоятся о прическе и костюме. Одни признаются, что нет смысла идти на конкурс, исчезать из семьи, тратить свободное время и личные средства, если впереди не маячит приличный денежный приз. Другие в восторге от самого конкурсного драйва и общения с коллегами из разных уголков страны, а еще с актерами и другими знаменитостями. С заключительного банкета каждый увез заветное селфи с Марком Тишманом… Третьим никакого вознаграждения не надо, конкурс для них такой, какой явлен в речах организаторов: средство повышения профессионального уровня, проверки себя – на что я способен? Конечно, не может не радовать, когда личная цель участников совпадает с генеральной задачей конкурса.Но, говоря о конкурсе «Воспитатель года России» в 2016 году, хочется особо остановиться на конкурсных мероприятиях, ведь седьмой конкурс был полон новшеств. Они касались и заочного тура – конкурсанты до начала финала выложили в Youtube свои видеовизитки, а еще писали эссе «Я – педагог», представили интернет-портфолио и методические находки.Очный тур начался с мастер-классов, которые дали все 64 участника финала. Этот ход организаторов пришелся по душе и конкурсантам, и жюри. Конкурсанты радовались тому, что могут показать то, чем живут и над чем работают ежедневно, а не делиться «опытом вообще», к тому же раньше эту заготовку большинство увозило домой невостребованной (испытание касалось только десятки лауреатов). Глядя на коллег, можно научиться чему-то новому. Жюри тоже довольно, гораздо интереснее оценивать такую форму представления опыта. Жаль только, что мастер-классы пока не транслируют в Интернете и не записывают на видео. Прозвучало предложение, что десятка лауреатов во втором туре должна повторять свои мастер-классы… Еще одно новшество, возможно, самое непростое для участников конкурса, касалось привычного педагогического мероприятия с детьми. В этом году ввели строгое правило, как на «Учителе года России», – тема мероприятия соответствует расписанию занятия и распорядку пребывания воспитанников в той группе детского сада, где оказались конкурсанты. Больше того, возраст детей, группу для проведения мероприятия определяла жеребьевка. Сначала небольшой шок, затем вдумчивая работа в ночи над новым конспектом, когда на помощь призван весь предыдущий педагогический опыт, и затем вывод после мероприятия: «А все не так уж и страшно». Какими получились занятия? На мой взгляд, интересными. Хотя я попала в группу, из которой в десятку не вышел никто, с огромным удовольствием наблюдала за работой воспитателей. Вместе с малышами они изучали казачьи традиции, ходили по тайге на самых настоящих лыжах, путешествовали по Австралии с картой туриста, сделали мультфильм для мамы и даже успели его посмотреть! Повлияли новые правила на качество выступлений? Трудно сказать, необходим серьезный анализ методистов. Но, возможно, кому-то помешали домашние заготовки, их изо всех сил пытались втиснуть в рамки заданной темы. Не всегда получалось. Когда на мероприятии, посвященном негосударственным символам России, дети переодеваются в фиксиков, это выглядит немного странно, такая игра явно не в тему… Другая проблема – неумение перестроить свое занятие под новую педагогическую ситуацию, под незнакомых детей. Об этом говорила руководитель группы жюри, профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Татьяна Ерофеева: «Вы оказались в сложном положении. У кого-то интерес детей переключился на оборудование, которое вы привезли с собой, и невозможно было идти дальше. Много было ситуаций для партнерства с детьми, и только часть была использована. Дети были готовы контактировать. Установка на партнерскую деятельность в любой ситуации выходит на первый план. Важно умение быть мобильным, гибким, чтобы использовать ситуацию, предложенную детьми».Татьяна Ивановна совершенно права. Даже то, что не получилось, – плюс для конкурсанта, ресурс для развития. Таким уроком для большинства лауреатов оказалось и новое задание второго тура – публичная лекция. Темы были заданы накануне вечером, самые сложные и актуальные – ФГОС дошкольного образования и профстандарт, работа с детьми с ОВЗ и включение родителей в образовательный процесс. Для многих это испытание оказалось неподъемным. За ночь педагоги-дошкольники успели только написать тексты своих лекций, а выучить его и освоить не смогли. Читали с листа практически все. Не могу согласиться с теми, кто считает, что конкурсанты читали чужие тексты. Свои. Просто страшно было сказать не те слова, вот и зачитывали придуманные в ночи. Не могу также согласиться, что эксперимент не удался. Возможно, его все-таки стоит повторить, однако дать участникам предварительно специальный учебный курс – как составлять лекцию, как ее читать, как держать себя. Ведь конкурс – это учеба, причем сверхэффективная. Когда тебя учат не профессора, а твои однокурсники и ты сам с помощью книг и Интернета, результат ошеломляет…Наконец, ток-шоу «Профессиональный разговор» для десяти лауреатов. Это не новое конкурсное задание, но каждый год оно обновляется благодаря свежим темам, а главное – за счет нового модератора. В этом году ведущим стал профессиональный боксер, шоумен, актер, депутат Государственной Думы Николай Валуев. В начале беседы он казался смущенным ролью интервьюера, но очень быстро освоился. Как знаменитость Валуев мог легко перевести внимание зрителей на себя, однако Николай Сергеевич вел себя как обыкновенный родитель, которому искренне интересно общаться с педагогами. Участниц он называл по именам, вопросы формулировал по-человечески и интересовался  конкретным педагогическим опытом конкурсанток: что привело в профессию, что в ней самое сложное, какие качества нужны педагогу, как использовать социальные сети, как сотрудничать с родителями, как сохранить индивидуальность каждого воспитанника? Результат такой стратегии – живая, раскованная атмосфера. Лауреаты раскрылись самым лучшим образом. Даже те, кто накануне читал, не отрываясь от листа, свои лекции, заговорили легко и интересно. Самая, на мой взгляд, интересная часть ток-шоу – ответ на вопрос «Что бы вы хотели изменить в дошкольном образовании России?». Николай Валуев, что называется, попал в точку. Рядовые воспитатели, каждый день приходящие к детям, говорили о том, что их действительно волнует и тревожит. О том, что, прежде чем создавать инклюзивные группы, надо повысить квалификацию воспитателей. Что в каждом детском саду должны быть психолог, логопед, дефектолог. Что некоторые группы в отдельных регионах переполнены. Николай Валуев был искренне поражен информацией, что есть группы, в которых числятся 50 и более детей! Имя победительницы, воспитателя из Рязани Екатерины Смалевой, названное в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича, все конкурсное братство приняло с восторгом. И это еще одно доказательство, что «Воспитатель года России», пройдя через тернии новых правил, зажег на педагогическом небосклоне России звезды, а значит – удался. Только фактыВ 2016 году на финал «Воспитателя года России» приехали 63 дамы и один мужчина.Участники: 42 воспитателя, 10 учителей-логопедов, 6 музыкальных руководителей, 3 педагога-психолога, 2 инструктора по физической культуре, 1 педагог дополнительного образования.Средний возраст – 36 лет.Общий педагогический стаж – почти 800 лет.На сайте http://www.vospitatel-goda.ru транслировались публичные лекции и ток-шоу «Профессиональный разговор». Лауреаты Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» в 2016 годуАнна Давыденко, воспитатель детского сада комбинированного вида №58 города СтаврополяЕлена Жаркова, воспитатель детского сада №411 комбинированного вида города НовосибирскаОльга Зырянова, музыкальный руководитель центра развития ребенка – детского сада «Солнышко» города Слободского Кировской областиСветлана Масалкина, учитель-логопед детского сада №15 «Жемчужина», с. п. детского сада комбинированного вида «Страна чудес» города Новоуральска Свердловской областиЮлия Новосёлова, воспитатель школы №283 города Москвы Екатерина Седельская, воспитатель детского сада №29 комбинированного вида города Санкт-ПетербургаАнна Семенова, педагог дополнительного образования детского сада №15 «Кыымчаан» села Улахан-Ан Республики Саха (Якутия)Наталия Склярова, воспитатель центра развития ребенка «Детский сад №50 города Калининграда»Екатерина Смалева, учитель-логопед детского сада №130 города РязаниЮлия Федякова, воспитатель детского сада №6 «Белоснежка» Люберецкого района Московской областиСанкт-Петербург, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте