search
main
0

Через тернии к звездам. Астрономия дает понятие о строении мира, в котором ты живешь

​Кирилл ЧЕПУРНОЙ, заведующий обсерваторией образовательного комплекса «Воробьевы горы», рассказывает о том, как научиться мыслить глобально.

– Кирилл Олегович, как вы пришли в астрономию?- Я думаю, отправной точкой можно считать 1995-1997 годы, когда над Землей пролетела комета Хейла Боппа, которая очень ярко сияла на небосводе. В 8 лет мне подарили бинокль, атлас звездного неба, и…понеслось! Уже в 10 лет по схемам советского журнала «Юный техник» я собрал свой первый линзовый телескоп. Конечно, качество было плохим, но с основной задачей он справлялся. Нигде специально в детстве я не учился, в основном добывал информацию самостоятельно. Читал книги астрономии, искал учебники, с 8-го класса начал участвовать в астрономических олимпиадах. Позднее я стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по астрономии. Получается, что впоследствии мое хобби определило мое призвание. И сейчас я сам готовлю детей к астрономическим олимпиадам. – Как обстоят дела с астрономией в современной школе?В этом учебном году во многих школах в качестве эксперимента был введен предмет астрономии. Где-то детям читают лекции про устройство Вселенной, где-то больше изучают космонавтику, а в некоторых школах делают уклон на подготовку к олимпиаде. – Как вы готовите учеников к олимпиаде?- На занятиях я делаю упор на понимание сути явлений, которые происходят в космосе. Поэтому в подготовке я стараюсь выделять теоретические направления или несложные формулы, которые описывают суть самого явления. Одна треть каждого моего занятия затрачена на теорию, остальное – это разбор задач и формул, работа со звездными картами, фотографиями, графиками и диаграммами. В рамках занятий мои ученики также работают с телескопом, так как во многих олимпиадах есть отдельная категория задач, которая подразумевает знание звездного неба и астрономических инструментов. И, конечно же, такие занятия ребятам особенно интересны и становятся для них дополнительной мотивацией. Также большое внимание мы уделяем заданиям с творческим элементом, в которых ученик должен сам найти решение, а не использовать готовые формулы. У ребят, которые с ними успешно справляются, как правило, не возникает проблем на олимпиаде. – В чем секрет успеха у школьника в олимпиаде?- Первое, что я хотел бы выделить, – это мотивация. Без собственной мотивации, когда ребенок понимает, что победа на олимпиаде ему нужна, сложно себя заставить готовиться и разбирать сложные задачи. Второе – должна быть заинтересованность в предмете и глубокие познания в смежных науках, таких как физика и математика, чем того требует школьная программа. Третье, что я хотел бы выделить, – это трудолюбие. Мало хотеть – нужно еще и активно работать. Как показывает моя практика, третий пункт зачастую самый проблемный. Потому что желание есть, интерес тоже, но трудолюбия не всегда достаточно. Возможно, проблема в большом количестве разнообразных информационных ресурсов, среди которых сложно ориентироваться. Но я не могу не отметить, что сейчас стало гораздо больше одаренных школьников, даже в сравнении с тем временем, когда я сам учился и изучал астрономию. Они быстрее схватывают новые знание, и у них лучше получается подходить к решению сложных комплексных задач.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте