search
main
0

Через тернии – к звездам

Контрольные работы по курсу “Физика и астрономия”. 7-й класс

Интегрированный курс “Физика и астрономия” еще не получил широкого распространения в школах России. Но будущее, безусловно, за ним: ведь этот систематический курс (7-9-е классы) дает в полном объеме не только привычную физику, но и основы “звездной науки”, которая раньше изучалась лишь в старшей школе.

Контрольные работы по курсу созданы впервые. Мы предлагаем их нашим читателям.

Тема “Физика и астрономия – науки о природе”

Вариант 1

1. а) Что изучает физика? Приведите примеры физических явлений.

б) Какие научные методы изучения природы используют в физике?

в) Приведите примеры физических приборов. На каких физических законах основано действие этих приборов?

2. Диаметр Луны – 3476 км, а средний диаметр Земли – 12760 км.

а) Выразите диаметры Луны и Земли в метрах.

б) Запишите их в стандартном виде.

в) Во сколько раз диаметр Луны меньше земного?

3. Начертите на линованной в клетку бумаге окружность радиусом 4,0 см.

а) Определите площадь полученного круга способом подсчета квадратиков.

б) Вычислите площадь круга по формуле.

в) Приняв вычисленное значение площади круга за точное, найдите абсолютную погрешность результата, полученного способом подсчета квадратиков.

Вариант 2

1. а) Что изучает астрономия? Приведите примеры явлений, изучаемых разными разделами астрономии.

б) Какие научные методы изучения природы используют в астрономии?

в) Приведите примеры астрономических приборов. На каких физических законах основано действие этих приборов?

2. Один из видов бактерий имеет длину 0,5 мкм.

а) Выразите эту длину в метрах.

б) Выразите эту длину в миллиметрах, километрах и запишите ее в стандартном виде.

в) Сколько таких бактерий уложилось бы вплотную на длине 1 см?

3. Измерительной лентой измерили длину и ширину стола. Они оказались соответственно равными 1,35 м и 0,83 м.

а) Являются ли результаты измерений точными числами? Почему?

б) Какова погрешность измерений? Запишите результаты с учетом погрешности.

в) В каком случае измерение выполнено точнее?

Тема “Движение”

Вариант 1

1. а) Какие научные факты доказывают суточное движение Солнца и Луны? Что в этих случаях принимают за тело отсчета?

б) Что является причиной суточного движения Солнца и Луны?

в) В чем отличие годичного движения Солнца от суточного? Чем вызвано годичное движение Солнца?

2. Расстояние от Солнца до Земли, примерно равное 1,5 ╥ 108 км, свет проходит за 500 с.

а) Чему равна скорость света? Выразите эту скорость в м/с. Что означает полученное числовое значение скорости?

б) Сколько времени световой сигнал движется от Солнца до Венеры, среднее расстояние до которой 1,08 ╥ 108 км?

в) Постройте в выбранном вами масштабе график зависимости скорости света от времени для промежутка времени от t0 = 0 до t=tв.

3. Цистерна автомашины для поливки улиц доверху заполнена водой. При резком торможении машины вода выплескивается из открытого люка.

а) С каким физическим явлением связано выплескивание воды?

б) В каком направлении и почему выплескивается вода?

в) Почему водитель автомобиля с полной цистерной, увидев красный сигнал светофора, должен привести тормоза в действие раньше, чем тогда, когда бы он ехал с той же скоростью, израсходовав воду?

Вариант 2

1. а) Какие научные факты доказывают суточное движение звезд? Что в этих случаях принимают за тело отсчета?

б) Что является причиной суточного движения звезд?

в) В чем отличие годичного движения звезд от суточного? Чем вызвано годичное движение звезд?

2. Скорость, которую должна развивать космическая ракета для запуска искусственного спутника Земли, равна 28476 км/ч.

а) Выразите эту скорость в м/с. Что означает полученное числовое значение скорости?

б) На какое расстояние переместится ракета за 1 минуту, двигаясь с такой скоростью?

в) Постройте в выбранном вами масштабе график зависимости координаты движущейся ракеты от времени, приняв начальную координату х0 = 0 в момент времен t0 = 0.

3. С летящего самолета сбрасывают груз, который упадет на землю не под место бросания.

а) С каким физическим явлением это связано?

б) Куда и почему сместится груз относительно места бросания?

в) Как зависит величина смещения от массы груза и скорости самолета?

Тема “Масса и сила”

Вариант 1

1. Средняя плотность планеты Марс 3,94 г/см3.

а) Выразите эту плотность в кг/м3. Что означает числовое значение плотности?

б) Какова масса планеты Марс, если ее объем 164,55 ╥ 1018 м3?

в) Во сколько раз отличаются массы Земли и Марса? Массу Земли принять равной 5,976 ╥ 1024 кг.

2. На Луне на тело массой 2 кг действует сила тяжести 3,24 Н.

а) Определите значение постоянной q для Луны. Что означает полученное числовое значение?

б) Чему будет равна сила тяжести, действующая на то же тело на Земле?

в) Во сколько раз сила тяжести, действующая на тело на Луне, меньше силы тяжести, действующей на это же тело на Земле? Какими весами это можно обнаружить?

3. К крючку динамометра подвесили груз весом 4 Н, в результате чего пружина удлинилась на 10 см.

а) Какова жесткость пружины динамометра?

б) На сколько растянется пружина под действием груза весом 2,4 Н?

Вариант 2

1. Средняя плотность планеты Венера 5,24 г/см3.

а) Выразите эту плотность в кг/м3. Что означает числовое значение плотности?

б) Каков объем планеты Венера, если ее масса 4,87 ╥ 1024 кг?

в) Во сколько раз отличаются объемы Земли и Венеры? Объем Земли принять равным 1,083 ╥ 1021 м3.

2. Спускаемый космический аппарат с первым в мире космонавтом Ю.А.Гагариным имел массу 2,4 т.

а) Какая сила тяжести действовала на спускаемый аппарат вблизи поверхности Земли?

б) Какой по модулю силой уравновешивалась сила тяжести, когда снижение происходило равномерно? Как эта сила была направлена?

в) Изобразите эти силы графически. Чему равна равнодействующая этих сил?

3. По заявлению членов экипажа “Аполлон-12” Ч. Копрада и А. Бина, по Луне легко ходить, но они часто теряли равновесие, т.к. даже при легком наклоне вперед можно упасть.

а) Какова роль силы трения при ходьбе?

б) Чем объяснить недостаточную устойчивость при ходьбе человека на Луне?

в) Найти силу трения между подошвами астронавта и поверхностью Луны, если масса астронавта в скафандре 170 кг, а коэффициент трения подошв о лунную поверхность 0,5.

Тема “Энергия”

Вариант 1

1. Масса космического корабля “Восток”, запущенного в околоземное пространство с первым в мире космонавтом Ю.А.Гагариным, 4725 кг. Высота орбиты составляла в среднем 250 км под поверхностью планеты.

а) Какую работу совершили ракетные двигатели только для подъема корабля на такую высоту? Изменением силы тяжести с высотой пренебречь.

б) Сколько времени осуществлялся бы вертикальный подъем, если мощность двигателей равна 1,5 ╥ 107 кВт?

в) На сколько изменилась при этом потенциальная энергия космического корабля?

2. Ведро с песком массой 24,5 кг поднимают при помощи неподвижного блока, действуя на веревку с силой 250 Н.

а) Сделайте рисунок, на котором изобразите неподвижный блок, точку опоры, приложенные силы и плечи этих сил. Какой момент силы создает сила, приложенная к веревке, если радиус блока 10 см?

б) Проверьте, выполняется ли правило моментов сил для данного простого механизма.

в) Вычислите КПД установки, если груз поднимают на высоту 10 м. Почему КПД установки меньше 100%?

Вариант 2

1. Астронавт поднимает образцы лунных пород массой 100 кг на борт космического аппарата.

а) Какую работу он при этом совершает, если высота подъема под поверхностью Луны 5 м? Постоянную qл принять равной 1,62 Н/кг.

б) Какую среднюю мощность развивает астронавт, если время подъема груза 1 мин.?

в) Какие преобразования энергии происходят при подъеме груза?

2. На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 60 Н. Длина меньшего плеча 15 см.

а) Сделайте рисунок, на котором изобразите рычаг, укажите точку опоры, действующие силы и плечи этих сил. Какой момент силы действует на короткое плечо рычага?

б) Определите длину большего плеча рычага.

в) Вычислите КПД рычага, если при перемещении точки приложения меньшей силы на 0,5 м его меньшее плечо перемещается на 8 см. Почему КПД механизма меньше 100%?

Тема “Давление”

Вариант 1

1. Астронавт, масса которого со снаряжением 175 кг, имеет ботинки площадью опоры 410 см2 каждый.

а) Какое давление оказывал астронавт на землю перед запуском космического корабля?

б) Как астронавт очень быстро может удвоить давление на грунт, не нагружая себя никакими дополнительными грузами?

в) Во сколько раз давление, оказываемое астронавтом на лунный грунт, отличается от того давления, которое он оказывал на Земле?

Постоянную qл принять равной 1,62 Н/кг.

2. В воду погружено тело объемом 200 см3.

а) Определите значение выталкивающей силы, действующей на тело.

б) Будет это тело плавать или утонет, если его масса 540?

3. Для поддержания жизнеобеспечения на орбитальной станции “Мир” транспортный корабль “Прогресс” доставил баллоны с воздухом, пищу для космонавтов, которую изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками.

а) При легком надавливании на тюбик космонавт извлекает из него содержимое. Какой закон проявляется при этом?

б) Производит ли воздух давление на стенки баллона в условиях невесомости?

Владимир ЗАБОТИН,

учитель физики

Ковров,

Владимирская область,

Владимир КОМИССАРОВ,

доцент кафедры естесственно-математического образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте