Мы создали свой детский интеллектуальный клуб “КВИНТ”. Это различные секции с занятиями и игровыми встречами, познавательные экскурсии и удивительные лекции. “Квинт” – это “Что? Где? Когда?” и “Брейн-ринг”. Это интеллектуальный марафон. Это олимпиады, тесты и состязания умников. Это семинары и методические пособия. Это волнующее посвящение в члены клуба. Это летний выездной лагерь, в котором три десятка счастливчиков добровольно и с огромным удовольствием учатся, невзирая на ласковое солнышко, или носятся по лесу в поисках контрольных пунктов на ориентировании, оглашая лес радостными воплями, или бродят в ночь на Ивана Купалу по таинственному лесу, разыскивая цветок папоротника, или проводят интеллектуальные игры, конкурсы, или от души веселятся на Дне наоборот, когда девочки перевоплощаются в мальчиков, а мальчики – в девочек, или…, или…, или… “Квинт” – это веселые праздники, самый любимый из которых – день рождения с подарками, именинным вкуснейшим пирогом, розыгрышами, шутками и “темными углами”, в которых каждый может повысить свое благосостояние, решив задания, размещенные там, и заработав за это квинты, так необходимые на азартном непредсказуемом аукционе, где каждый вид торгов вызывает бурю страстей и эмоций, чем азартней игроки, тем более интригующим и захватывающим становится зрелище. А самым популярным товаром на аукционе, конечно же, являются книги, цена на некоторые из них поднимается до немыслимых высот. “Квинт” – это единственное место в Выборге, где дети могут заработать “валюту” собственным интеллектом. “Квинт” – это клуб, где высоко ценятся человеческое достоинство, дружелюбие и взаимопомощь, культура поведения и общения, стремление к достижению поставленной цели, интеллектуальное обогащение. “Квинт” – это место, где ценятся идея и ее авторство, а также люди, способные ее реализовать. “Квинт” – это клуб, где ребята, которые любят получать удовольствие от работы, получают массу удовольствия.
“Квинт” – это целое государство со своим уставом, правами и обязанностями, собственной валютой (1 талант = 100 квинтам), которую можно заработать на игровых встречах по секциям, олимпиадах, пробегах и субботниках, за исследовательскую деятельность. По результатам своей работы каждый член клуба получает не только квинты, но и поднимается на определенное число ступенек по лестнице “Квинта”, где ему присваивается научное звание с вручением удостоверения члена клуба на торжественной церемонии посвящения. Лестница примечательна тем, что по ней можно только подниматься, вниз спускаться нельзя. Самая младшая степень “Школяр” (прилежный слушатель) – 5 ступенек, следом “Студиозус” (усердно работающий) – 17 ступенек, “Бакалавр” – 29 ступенек, “Адъюнкт” – 41. А на самой вершине (53 ступени) – цель всех ребят, которая грезится им во сне – ученая степень “Магистр”. Цвет на вкладыше удостоверений разных ученых степеней выбран не случайно, он подчеркивает смысловую идею звания: зеленый цвет у Школяров – символ благих начинаний и надежд, синий цвет у Студиозусов – символ мечты и юности, оранжевый цвет у Бакалавров – цвет энергии.
“Белый Драккар”
“Белый Драккар” – историко-краеведческая секция, центром работы секции является Государственный музей “Выборгский замок”. Символ секции – белый драккар. Драккар – парусно-гребное беспалубное судно викингов VII-Х вв. Корабль украшен головой змея или дракона, поэтому викинги называли свой корабль “дракон” или “большой змей” – “драккар”. Драккар – символ настойчивого и успешного движения вперед. Белый цвет в историческом сознании человечества выражает благородство стремлений, чистоту помыслов. Девиз секции – “Plus ultra” (лат. Еще дальше! Вперед!)
Секция имеет следующие формы работы: индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность, общие сборы, историко-краеведческие игры в масштабах города и района, заочные задания, малые краеведческие экспедиции.
Исследователь – участник секции, изучающий в течение неограниченного времени выбранную им самим тему. Она может быть не только краеведческой, но и связанной с историей мира, Отечества и т.д. Исследователю помогают научные консультанты (руководители секции, преподаватели учебных заведений, сотрудники краеведческих музеев, другие лица). Он может посещать все мероприятия секции и, конечно, принимать участие в играх. Изучение одной большой темы проводится группой (по подтемам). Результатом работы может быть письменная работа (реферат) или устное сообщение, защита которых производится на Малой клубной ассамблее в присутствии компетентного жюри и всех желающих. По итогам своего выступления на ассамблее исследователь может быть награжден интеллектуальной валютой и присвоением определенного количества ступеней “Лестницы Квинта”. Малая клубная ассамблея проводится 2 раза в год – в феврале и апреле.
“Что? Где? Когда?”
Вот уже четвертый год члены клуба успешно участвуют в чемпионате по интеллектуальным играм для молодежи “Гран-при Санкт-Петербург”. В марте 1998 года сборная “Квинта” участвовала в юношеском турнире Кубка губернатора Санкт-Петербурга, а весной 2000 года в Санкт-Петербург поехали уже 4 сборные команды. Клуб “Квинт” – член МАК “Что? Где? Когда?” с 1998 года, открыты две площадки в Выборге. В высшей лиге играли 22 команды из разных школ города и столько же команд в первой лиге.
Детский интеллектуальный клуб “Квинт” открыл новый сезон 2000-2001 турниром “Что? Где? Когда?”. Следует отметить, что популярность игры “Что? Где? Когда?” среди школьников города растет. В этом году на отборочный турнир собрались 51 команда из разных школ города и 4 сборные команды клуба. В результате острой борьбы определились 16 команд старшей группы и 16 команд младшей группы, которые будут вести борьбу за кубок Выборга, участвовать в турнире четырех, старшие – в “Гран-при Санкт-Петербурга”.
В августе 2000 года состоялся второй (теперь уже традиционный) турнир по играм “Что? Где? Когда?” “Выборгская русалочка”. Турнир был синхронным, в нем приняли участие не только выборгские команды, но и ребята из Санкт-Петербурга, Одессы, Ашхабада.
Пресс-центр
У нас есть свой пресс-центр. Два года работала секция журналистики. Ребята занимались у профессионального филолога и лингвиста. Занятия проводились один раз в неделю. Там мы готовились к нашим ежемесячным радиоэфирам, обсуждали и критиковали свои заметки, писали. Сейчас, к сожалению, работа секции приостановлена. Зато продолжаются “походы” на городское радио. В наших передачах мы освещаем деятельность клуба, делимся впечатлениями о разных событиях в жизни города, занимаемся просветительской деятельностью, проводим викторины. Радиоэфиры хранятся в архивах “Квинта”. За серию передач на радио “Квинт” получил диплом II степени на конкурсе юных журналистов Санкт-Петербурга “Голос поколения”. Из-под пера юных журналистов вышло множество статей и заметок, опубликованных в городских газетах, есть публикации в областных и санкт-петербургских изданиях. Причем они далеко не все о “Квинте”. Мы исследуем разные проблемы, берем интервью, стараемся найти как можно более интересный материал. Например, в прошлом году появилась заметка о значении названий магазинов в нашем городе. Вышло два номера первой детской газеты города (самиздат) “От Квинта!”
Интеллектуальный марафон
С 1998 г. проводится интеллектуальный марафон для школьников 6, 7 и 8-х классов. Эта своеобразная образовательная олимпиада собирает с каждым годом все большее число участников из разных школ города и района. За неполных два часа каждый участник должен решить 45 задач из разных областей знаний. Задачи трех уровней сложности.
К сожалению, в 2000 году я стал только зрителем, потому что стал старшеклассником. Наблюдая за происходящим, я задался вопросом, для чего же все-таки проводят этот марафон, зачем ребята принимают в нем участие. Я обратился с этим вопросом к участникам. Практически все, с кем мне удалось пообщаться, пришли на марафон не в первый раз, не считая новичков – шестиклассников. Это еще раз говорит о том, что олимпиады, другие интеллектуальные мероприятия, далеко не для каждого, а для тех, кто любит работать головой и получает от этого удовольствие. Практически все опрошенные считают, что марафон нужен для того, чтобы выявить среди учащихся самого умного, эрудированного, ну, в общем, самого-самого… Теперь о том, зачем ребята пришли. Кто-то за тем, чтобы подумать, кто-то, чтобы показать свои знания, кто-то, чтобы проверить свой потенциал, кто-то, чтобы получить знания. На вопрос, является ли для ребят марафон стимулом узнать что-то новое, найти ответ на нерешенные задачи, все без исключения ответили “да”. Это говорит о том, что марафон нужен, что он всегда будет востребован и что дети на него не просто пришли, поиграли и ушли, а еще и узнали что-то новое, сделали какие-то выводы, взялись за книги, разыскивая ответы.
Марафон – тяжелое испытание. Трудно, ох как трудно не утонуть в вопросах, суметь извлечь нужную информацию из памяти вовремя, сопоставить факты, а если не знаешь, просчитать ответ путем логических размышлений и исключения заведомо ложных вариантов. Но радует, что большинство ребят и после марафона докапываются до истины – решают нерешенное, додумываются самостоятельно или ищут в литературе правильные ответы.
Идея марафона родилась в маленьком педколлективе – Магистрате клуба. А именно средние классы взяли потому, что эти параллели “обделены” олимпиадами – обычно на них приглашают старшеклассников. Подготовка идет 2-3 месяца. Очень трудно распечатать такое огромное количество вопросных листов. Но еще труднее проинформировать школы. Кстати, ломать голову над заданиями тоже непросто, но очень увлекательно! А подготовили 45 заковыристых вопросов преподаватели клуба: Любовь Волкова, Ольга Задорская, Наталия Карпова, Татьяна Кожина, Сергей Лукин, Юлия Мошник, Любовь Подкладова.
Марафон имеет дальнюю стратегию – создание новой формы олимпиады для школьников младшего возраста в России. Более реальные цели – поднять престиж знаний и образованного, культурного человека в нашем городе.
Подведение итогов – серьезная работа. Определялись не только победители марафона. Анализировались ответы на каждый вопрос. Ни один вопрос не остался без правильного ответа. Немногим удалось определить ветвь растения – символа мира, вот вам и 3-балльный вопрос! А организм, который относится к группе тех, кто в первую очередь дает человеку возможность дышать и питаться, знают лучше семиклассники. Интересно, что правильных ответов на один из самых сложных вопросов (В сказке Андерсена “Великий морской змей” речь идет о: А) Лох-Несском чудовище; Б) библейском Левиафане; В) знаменитом датском пирате Огге Петерсоне; Г) телефонном кабеле; Д) Змее Горыныче) больше у шестиклассников.
Лагерь
12 дней – это много или мало? Очень много, так как за это время мы узнали столько всего интересного и неизвестного, стали участниками стольких увлекательных дел, на что иным школьникам понадобится, может, и не один год; а преподаватели устали так, как не устали за весь учебный год, ведь работали они по 24 часа в сутки, а порой и по 25. Если бы я был Ломоносовым, то сочинил бы торжественную оду в честь наших преподавателей, мужественно выносивших топот по ночам, “Blend a med” на удочке в тихий час, сгоревший казенный стол, потерявшуюся команду, бесконечное мытье ложек и их потерю, сохранявших выдержку и спокойствие в конфликтных ситуациях, волновавшихся за нашу жизнь и здоровье и при этом постоянно что-то придумывающих, не дающих нам ни минуты покоя, проводя с нами то занятия, то интеллектуальные игры, то спортивные мероприятия…
Подробнее о наших лагерях можно прочитать в прессе или на сайте клуба http://kvint.narod.ru
Заключение
Детский интеллектуальный клуб “Квинт” живет уже много лет. “Квинт” – это не просто клуб, это образ жизни. Мне трудно даже представить, как бы я жил без него! Самое поразительное, что членство в клубе абсолютно добровольное, а с каждым годом количество ребят все прибавляется и прибавляется. Клуб не стоит на месте, развивается. Обретает вес, масштабность, изменяются принципы проведения разных игр, придумываются новые секции. Любой человек при желании тоже может придумать свою игру или что-нибудь в этом духе. И если идея окажется привлекательной, то она обязательно будет реализована. Ребята – активные создатели разных проектов в рамках клуба. За время работы “Квинта” произошло столько событий, что поражаешься, откуда у людей берется столько фантазии, терпения, воли все это придумать. Сейчас уже практически невозможно представить наш город без “Квинта”. Остается только желать, чтобы этот уникальный проект продолжался еще очень много лет и чтобы у него появились хорошие спонсоры, потому что пока что с финансированием у нас большие проблемы.
Алексей ВАСИЛЕВСКИЙ,
ученик 10-го класса
Выборг
Комментарии