search
main
0

Через тернии – к звездам

Идея нового профессионального клуба одобрена педагогами

Кого нынче удивишь вебинаром? Это привычный формат обсуждения проблем и будничных вопросов, так учатся и повышают квалификацию, проводят родительские собрания… Но сентябрьская встреча участников и победителей Всероссийского конкурса «Арктур» для педагогов и организаций дополнительного образования, который придумал несколько лет назад Общероссийский Профсоюз образования, была из разряда сенсационных. Собрались учредители нового профессионального клуба! Как вы уже догадались, целевая аудитория нового клуба – те, кто взращивает ребячьи таланты на ниве дополнительного образования.

После приветствия от имени председателя Совета по вопросам дополнительного образования детей при ЦС профсоюза Ирины Корякиной слово взяла ответственный секретарь будущего клуба, методист Дома детского творчества Приморского района Санкт-Петербурга Александра Подлевских. Она коротко представила структуру, которую необходимо сформировать для эффективной работы клуба: руководитель, правление, совет, пресс-служба.

Необходимо придумать логотип клуба «Арктур», кстати, уже есть первая идея – сохранить конкурсное лого и прибавить девиз: «Через тернии к звездам». Конечно, будет создано положение, надо продумать, какие документы необходимо представить вступающим в клуб. Все это еще впереди. А пока надо понять, для чего нужен клуб и вообще – он нужен? Как водится в таких случаях, пригодился опыт коллег.

Берем пример и… создаем свое

Инициативная группа погрузилась в историю создания клубов участников самых масштабных профессиональных конкурсов страны – «Учитель года» и «Воспитатель года». Знаток темы – секретарь – завотделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского Профсоюза образования Елена Елшина: «Клуб «Учитель года России» старше, поскольку и конкурсу 30 с лишним лет. Клубу «Воспитатель года России» 12 лет, он был создан на самом первом конкурсе.

Изначально межрегиональный клуб «Учитель года России» создавали учредители – Министерство образования и науки, Общероссийский Профсоюз образования, «Учительская газета», Фонд поддержки российского образования, Федерация интернет-образования. В 2002 году в день создания клуба играли в КВН и разыграли символический приз – «Пеликанчика» в золотой жилетке. Для чего создавался этот клуб? В первую очередь для того, чтобы конкурс не заканчивался на конкурсе, чтобы был обмен опытом, чтобы объединялись педагоги, которые участвуют в конкурсе не ради «Хрустального пеликана», но в первую очередь ради развития системы образования, своего профессионального, личностного развития.

Этот клуб дал потрясающий толчок для создания региональных, районных, межтерриториальных клубов. Формы работы: слеты, фестивали, методические автобусы – это когда при поддержке профсоюза учителя садятся в автобусы и ездят по своему региону, дают мастер-классы, открытые уроки, проводят конференции по обмену опытом.

С 2020 года клуб «Учитель года» переформатировался, началась его новая история. Было принято решение о создании всероссийского клуба. Инициатор – Самарский клуб учителей года, его лидер Светлана Ильина. Поддержали идею «Учительская газета» и Общероссийский Профсоюз образования. Обновленный клуб начал работу с международной онлайн-конференции «Школа в фокусе, или Фокусы для школы». Формат – заседание методических объединений, цель – распространение лучших педагогических практик. Недавно стартовал новый проект – «Родительский университет», учителя года в формате видеопятиминуток дают советы родителям, отвечают на их вопросы о воспитании детей.

А вот как создавался клуб «Воспитатель года». После объявления первого победителя в 2010 году участники и сопровождающие собрались на рефлексию. И решили создать клуб! Мы начали с конкурса на лучшее название и логотип. Назвали клуб «Созвездие». На протяжении 11 лет между финалами «Воспитателя года» проходят интернет-конкурсы – на лучший сайт дошкольной образовательной организации, лучшую страницу педагога, конкурс «Калейдоскоп увлечений» и т. п. Сейчас идет конкурс «Играй и выигрывай». Победитель получает не только подарок, но и приглашение на финал «Воспитателя года» за счет учредителя.

Клуб «Созвездие» сейчас возглавляет лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2017 Оксана Биглова. У клуба есть сайт, на нем идет активная работа, взаимодействие с региональными клубами».

После выступления Елены Станиславовны ни у кого не возникло сомнений – клуб «Арктур» нужен! Потому что педагоги дополнительного образования тоже хотят общаться, обмениваться опытом… А вот какая у клуба должна быть повестка – это отдельный вопрос. Но понятно, что своя, эксклюзивная.

Проблемы есть – общественность решит

К пониманию содержания деятельности клуба нас подвела главный редактор информационно-методического журнала «Про-ДОД», старший методист государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Москвы «Воробьевы горы», научный руководитель межрегиональной Ассоциации педагогов дополнительного образования Любовь Буйлова.

Проблема номер один – у педагогов дополнительного образования нет своего профессионального праздника, своего Дня учителя. Любовь Николаевна, кажется, и сама была удивлена этому. Да, в 2017 году тогдашний министр образования России Ольга Васильева предложила учредить День педагога дополнительного образования, тогдашний председатель правительства Дмитрий Медведев обещал подумать… Но, увы, государственное решение пока не принято. Что не мешает отдельным образовательным организациям и регионам отмечать праздник 8 октября самостоятельно.

Какие еще проблемы может решать клуб? Любовь Буйлова считает, что их немало: «Приоритетная идея в дополнительном образовании – это воспитание. Есть много вопросов – как включить воспитание в программу, в какую программу, что нам делать с воспитанием сегодня в связи с теми изменениями в законодательстве, которые произошли? Закон ориентирует нас на то, чтобы в каждую программу педагога дополнительного образования были включены и рабочая программа как модуль, и план воспитательной работы. В таких случаях и должна выступать общественная организация со своими комментариями, предложениями. Чиновники ее скорее услышат, чем отдельных педагогов.

Еще одна серьезная проблема – каким содержанием педагоги будут наполнять рабочие программы, модули? Общественная организация может выступить со своей инициативой, найти опыт и показать, как работают коллеги.

Мир детей наполнился гаджетами. Бесполезно им запрещать. Изменились и родители, они зачастую говорят, что у них нет времени заниматься детьми. Надо и детей, и родителей направить в верное русло, дать такое направление работы, которое объединит всех. В этой связи очередной вопрос – информационная трансформация. Остро стоит вопрос информационной безопасности, кибербезопасности.

Надо помнить, что в нашей работе отправная точка – это ребенок. Мы должны отталкиваться от его интересов, возможностей, способностей. Педагогу нужны конкретные советы, как работать с ребенком с ОВЗ, ребенком-мигрантом и так далее. Профессиональный клуб – это серьезный канал взаимодействия. С ним связаны самые радужные ожидания».

Дополнительное окрыляющее

Раз так много проблем ждут решения, надо приниматься за дело сразу, параллельно создавая новую общественную организацию. Идею первой акции изложил зам. заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Евгений Романенков – учреждение профессионального праздника, Дня работника дополнительного образования. Причем есть еще одна дата, которая может стать праздничной, – 29 апреля. Именно в этот день в 1923 году был открыт первый в нашей стране Дворец пионеров.

«Если мы с вами объединимся, это будет первое значимое дело нашего клуба, – сказал Евгений Николаевич. – Можно провести челлендж в поддержку этой идеи, создав серию 30‑секундных роликов. Это можно сделать в октябре. А дальше сформировать инициативную группу для подготовки обращения к Председателю Правительства России Михаилу Мишустину».

Елена Елшина предложила назвать челлендж «Дополнительное окрыляющее» и пригласить знаменитых состоявшихся людей, чтобы они рассказали, как на их профессиональную и личную жизнь повлияли занятия в кружке или секции.

Комментарии участников вебинара в финале встречи показали, что идее создания клуба поставлена оценка «отлично». Значит, она будет воплощаться в жизнь. Если вы тоже хотите вдохновиться и, может быть, даже вступить в клуб – смотрите запись вебинара: www.youtube.com/watch?v=wOIVcmMHiSk.

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте