search
main
0

Через тернии

Вузы учатся делать правильные выводы из происходящего

На прошедшем недавно в Москве V Профессорском форуме «Наука и образование в условиях глобальных вызовов» было сделано невероятное количество исключительно дельных, важных и полезных заявлений. Для примера предлагаю рассмотреть то, как проходила работа секции «Вектор развития высшего образования: стратегия и тактика» в Общественной палате РФ.

 

Чтобы с самого начала настроить собравшихся в зале и участвовавших в работе форума дистанционно коллег, и. о. ректора Дальневосточного федерального университета Борис Коробец рассказал о сетевых программах, действующих в его вузе, и о налаживании связей с партнерами. Но если раньше под таковыми подразумевались иностранные университеты и компании, которые охотно участвовали в программах обмена и обучения наших студентов, то теперь в силу понятных причин необходимо все внимание уделить созданию внутрироссийской сетевой структуры.

– Все эти годы мы строили у себя Болонскую систему по образу и подобию того, что есть в Европе, – напомнил Борис Николаевич. – Но что нам это дало? Ничего хорошего! Массового обмена студентами и специалистами не произошло, без денег нас там никто учить и не собирался, а с деньгами и никакая Болонская система не нужна. Также нам пора бы понять, что система эта была направлена в первую очередь на социализацию граждан, чтобы они, переезжая из страны в страну, приобщились к европейским ценностям, а уже потом получили прочные знания. Но нам-то, особенно сегодня, куда важнее другое – подготовить специалиста высокого уровня квалификации, способного, а главное – готового работать у нас, в России! Нам нужен тот, кто будет работать в Томске, Севастополе, Хабаровске, Уфе и т. д., а не ездить по другим странам.

Борис Коробец также напомнил, однако, что нашим студентам и молодым специалистам надо дать возможность проходить обучение не только в том вузе, куда они поступили на 1-й курс, но и в других, если они видят, что там дают более качественное образование или есть возможность получить нужную квалификацию. При этом вузы в свою очередь должны понимать данный запрос и делать ставку на развитие тех сильных сторон, которые у них есть (а они есть практически у каждого!). Например, все знают, что кораблестроением в нашей стране занимаются всего несколько образовательных организаций, и безусловным лидером тут можно считать Дальневосточный федеральный университет, где есть соответствующая кафедра. Как раз сюда и надо привлекать тех, кто сейчас учится в вузах Новороссийска, Севастополя, Перми, Калининграда и т. п. То же самое можно сказать и о других профильных колледжах, институтах и университетах.

– Уже сейчас мы тесно сотрудничаем с Казанью, Уфой, Самарой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, – перечислил партнеров Борис Коробец. – И совместно с ними выстраиваем сетевую систему поддержки вузов. Благодаря ей студент из одного города может приехать в другой на 1-2 семестра, чтобы поучиться там. Это не только повышает его мастерство, но и заставляет сами вузы следить за качеством преподавания, содержанием учебных программ, уровнем профессорского состава. И конечно же, внедрять инновационные подходы.

Однако с коллегой из Владивостока не согласилась ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В.Ломоносова Елена Кудряшова. По ее словам, не стоит демонизировать Болонскую систему, тем более что даже в самой Европе понимают как ее плюсы, так и минусы.

– В разных странах вузы очень сильно отличаются друг от друга, – напомнила Елена Владимировна. – И эти различия сохраняются, несмотря ни на что. Просто надо взять от Болонской системы все самое хорошее, что в ней есть, что, собственно, мы и делаем. Уровневое образование ведь пришло к нам не после того, как мы вошли в Болонский процесс, оно было и раньше – как в СССР, так и в царской России. Так надо ли от него отказываться сейчас? Нет! Просто нужно оптимизировать эти подходы с учетом текущего момента. И перенести фокус с западных стран на восточные, южноамериканские и другие.

Елена Кудряшова отметила также, что образовательные программы, как и раньше, следует составлять совместно с работодателями, надо продолжить делать упор на развитие индивидуальных образовательных траекторий в обучении. В ее университете, например, из 20 тысяч студентов порядка 6 тысяч обучаются именно по таким траекториям. Да и система «2+2+2», о которой говорил президент Путин в 2020 году, там уже давно внедрена и отлично себя зарекомендовала. Два года студенты получают общее образование, два – профессиональное, еще два – профильное, магистерское.

Ректор Северного университета также рассказала и о том, что ковидная эпопея, как ни странно, здорово помогла системе образования поднять уровень дистанционного обучения, создать огромное количество программ, платформ и сервисов, подготовить преподавателей и студентов к переходу на обучение в виртуальной среде. И сейчас, когда ограничения в плане посещения вузов в основном сняты, не стоит все это забывать, нужно стремиться грамотно совмещать одно с другим, извлекая плюсы как из офлайн-, так и  из онлайн-обучения.

Весьма неожиданно на мероприятии столь высокого уровня было услышать реплику из зала, в которой неизвестный выступавший возмутился засильем в нашей речи иностранных слов типа «бакалавр», «магистр» и иже с ними. «Почему нельзя использовать русские слова?» – недоумевал он и предложил очистить наш язык от богомерзкой скверны, тем более что Гарри Поттер был магом, а слова «магия» и «магистр» очень похожи. Ему напомнили, что здесь вообще-то Профессорский форум, а оба этих слова тоже не являются исконно русскими, так что же прикажете делать?

На этом фоне доклад ректора Донецкого национального технического университета Александра Аноприенко помог найти разумный компромисс. Из него участники секции узнали о том, с чего началось освоение Донбасса, каким образом удалось создать мощнейшую научно-техническую базу на этой территории, на что делали ставку.

– Наш край традиционно инженерный, – сообщил Александр Яковлевич. – Но сразу после окончания Гражданской войны, когда в стране была полная разруха, власти республики посчитали, что бессмысленно восстанавливать здесь что-либо, пусть всех специалистов готовит Киев. Никто не верил в нас, но нам удалось невозможное – в короткий срок поднять и горнодобывающую, и металлургическую промышленность, создать мощную систему начального, среднего и высшего профессионального образования. Мы кинули клич – разослали 5000 писем (написанных от руки, а не как сегодня!) по всем уголкам СССР с приглашением профессорам и преподавателям приехать в наши университеты. И люди поехали.

К сожалению, констатировал Аноприенко, в 40-е, а потом и в 90-е годы приходилось еще не раз восстанавливать то, что было разрушено, поднимать из руин и отстраивать заново. В последние годы Донбасс испытывает очень серьезные потрясения, гибнут люди, уничтожается инфраструктура, которую создавали миллионы людей. Но, уверен ректор, все это обязательно закончится, мир придет на его многострадальную землю, и вузы Донецкой и Луганской республик вновь будут одними из сильнейших в плане подготовки горных инженеров.

А в завершение своего доклада Александр Яковлевич вспомнил о так называемых циклах Кондратьева – волнах экономического подъема и спада длиной в 40-60 лет. Эту теорию советский экономист Николай Кондратьев разработал еще сто лет назад, но она и сейчас полностью подтверждается, помогая предсказывать взлеты и падения целых стран и корпораций, кризисы, крахи на биржах и т. д. По мнению ректора Донецкого университета, наличие у нас подобных исследований и исследователей уровня Кондратьева и Чижевского является очень важным козырем в большой игре с нашими соперниками и конкурентами. И именно на этом надо строить всю стратегию развития нашей экономики и системы образования, чтобы каждый специалист мог видеть перспективу не только на год, но на 10, 100, 1000 лет вперед!

Что мешает развиваться системе высшего образования сегодня? На этот вопрос попытался ответить ректор Российского нового университета Владимир Зернов. Он начал с того, что рассказал о том, как раньше принимали экзамены в технических вузах СССР. И сравнил уровень подготовки советских и современных студентов. Но (вопреки ожиданиям) сделал неожиданный вывод.

– По качеству знаний нынешние абитуриенты мало чем отличаются от их сверстников 60-70-х годов, то есть из школы, как и раньше, выходят люди знающие. Да и из вузов тоже, – сказал Зернов. – Но провал начинается позже, когда эти люди принимаются что-либо изобретать, пытаются что-либо где-либо внедрить, у них ничего не получается, но никто им не может помочь. А ведь в такой ситуации оказываются не только отдельно взятые студенты, но и все наши вузы, а все из-за законов, которые просто не дают развиваться! Посудите сами: в Америке, к примеру, университеты 70-75% доходов получают от интеллектуальной собственности, в Корее – 80%, а в России – всего 10%, но не потому что мы хуже в интеллектуальном плане, просто закон не позволяет нам получать больше. Почему же до сих пор ничего не сделано в плане изменения законодательства?

Владимир Алексеевич напомнил, что наша страна дала миру огромное количество людей, которые, к сожалению, уехали и своим интеллектуальным трудом обогащали экономику других государств. Где, как это ни странно, считают их своими и даже не знают о российском происхождении этих людей. А еще весьма грустно читать прогнозы Дмитрия Менделеева, который предсказывал России стать к концу XX века первой страной мира по уровню развития культуры, науки и экономики. Потому что потом были 1917, 1941, 1991 годы, не говоря уже про то, что происходит сейчас.

– Мы должны учиться у других, не бояться ездить в другие страны, где есть хорошие университеты и готовят высококлассных специалистов, – заключил Зернов. – Но надо сделать все, чтобы наши люди потом возвращались домой и работали на благо Родины.

Думается, что эту идею поддержали все участники Профессорского форума.

Вадим МЕЛЕШКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте