Если мы, подчиняясь культурным стереотипам и собственным страхам, избегаем поднимать темы женского здоровья и гигиены в школе, то зачастую сами толкаем подростков к самостоятельному изучению этих важных тем. В результате не на все свои вопросы девочкам удается найти корректные и исчерпывающие ответы.
Эксперты «Академии Always» советуют внимательно отнестись к моменту наступления у девочек-подростков менаўрхе (первой менструации) – важно, чтобы первый опыт был наделен положительным смыслом, а не страхами и сомнениями. Исследователи обнаружили1 , что эмоциональная окраска этого события в жизни девочки влияет на отношение девушки к своему телу, наличие у нее здоровых или нездоровых привычек. Так, девушки, которые были специально заранее проинформированы, позже оценили этот опыт позитивно и имели более позитивный образ собственного тела, более здоровые привычки и поведение по сравнению с теми, которые были в неведении о наступающих физиологических изменениях в собственном теле.
Мы должны помнить, что, преодолев вековые табу и заранее поделившись с ученицами необходимой информацией на тему женской гигиены и здоровья, мы закладываем основы сознательного и бережного отношения подростков к самим себе.
Некоторое смущение и неловкость, которые мы иногда испытываем при обсуждении деликатных тем, очень естественны и исторически характерны многим культурам. Ключ к ответу на вопрос, почему естественная для женщины функция организма столь табуирована и секретна, лежит в этимологии слова «табу» (taboo)2 , которое происходит от полинезийского «tubua» (менструация). Использование этого слова для описания неприкосновенных предметов и в качестве синонима слова «запрет» основано на представлении об опасности женщины в данный период. Даже в наше время в некоторых первобытных культурах женщины на некоторое время удаляются в отдельные хижины, чтобы не навредить племени, не испортить пищу, вино и растения.
Сегодня, благодаря научно-техническому прогрессу и развитию СМИ, большинство мифов и навеваемые ими страхи развеяны. Однако физиологические темы по-прежнему остаются глубоко табуированными. Не только учителю с его опытом и знаниями, но и ученицам нелегко говорить со взрослыми об этом абсолютно новом для них физиологическом опыте. Подросток просто не знает, что менструация – это не «то, что длится целый месяц», а рост молочных желез (телаўрхе) и появление волос на лобке (пубаўрхе) – нормальные и естественные процессы, которые не мешают ей оставаться красивой и женственной. В подобной беседе специалисты «Академии Always» рекомендует использовать медицинские термины.
При проведении урока о гигиены и здоровья уместно использовать разнообразные демонстрационные материалы: информационные плакаты, постеры, схемы, образцы существующих средств женской гигиены. Они помогут просто и наглядно проиллюстрировать физиологические аспекты. Вы можете также предложить ученицам игровую форму урока, которая создаст неформальную атмосферу для беседы и позволит вам и воспитанницам не чувствовать себя скованно при обсуждении деликатных вопросов. Превратите ситуацию занятия в «путешествие в страну женщин» или «экспедицию за секретами женского здоровья и красоты». Подросткам важна не только информативная составляющая занятия (для этого можно почитать энциклопедию), им важно чувствовать, что вас с ними объединяет уникальный, недоступный мужчинам опыт.
О том, как формируется сознательное отношение к себе и своему здоровью у подростков в других странах, мы расскажем Вам в следующем выпуске «Академии Always».
Виктория Заряник
ВНИМАНИЕ: Конкурс для учителей, проводимый Школьной программой Always*:
По вашим просьбам срок подачи конкурсных работ был продлен. Проводите уроки гигиены и здоровья, используя наши материалы до 29 октября, участвуйте в конкурсе и выигрывайте телевизор! Подробные правила на сайте http://www.procterandgamble.ru/programs/&id=17
Наш адрес: 101000 Москва, а/я 99. С пометкой – «Академия Always». Пишите нам на электронный адрес akademia@devchat.ru, задавайте вопросы по телефону (8-800)200-20-20 (звонок бесплатный по России).
Комментарии