Для средней общеобразовательной школы №430 участие в реализации данного пилотного проекта стало обдуманным и важным шагом к развитию своего образовательного учреждения.
Коллективу предстояло найти ответ на несколько вопросов: «Какой мы хотим видеть школу №430 к 1 июля 2012 года?», «Каким путем идти к намеченной цели?», «Как активизировать педагогический, родительский и ученический коллектив на работу в режиме поиска, исследования, творчества?» Поиск ответов на эти и другие вопросы легким и быстрым для коллектива не стал, но способствовал более четкому пониманию целей и задач проекта. В первую очередь надо понять, в чем актуальность проекта именно для школы №430, какими ресурсами школа располагает, какую нишу занимает среди образовательных учреждений района. Позиции умудренных опытом учителей, видение проблемы молодыми педагогами и взгляды родительской общественности не всегда совпадали, возникали споры, неоднократно приходилось собираться, чтобы выработать единое мнение, отвечающее интересам всех сторон образовательного процесса. Наибольшие трудности возникли при установлении критериев стимулирования. Заслуженные педагоги переживали за сохранение доплат за почетные звания, молодые специалисты боялись потерять свои стимулирующие выплаты. Им предлагали критерии успешности, ориентированные не на конкретный результат, а связанные с процессом и дополнительной работой, и тут возникали самые разнообразные предложения. Например, психологи предложили критерием работы психологической службы считать количество родителей и учащихся, обратившихся к ним за помощью. В связи с этим была проведена большая разъяснительная работа по определению верных критериев, которые бы стимулировали работника не просто на деятельность, а на результат этой деятельности.Важным для всех было понимание того, что цели пилотного проекта носят более педагогический характер, а механизмы достижения этих целей определяются как экономические. В ходе целенаправленной работы как в творческих группах, так и коллектива школы в целом был разработан план развития школы на период с 1 апреля 2011 года по 1 июля 2012 года, включающий анализ существующих организационных и финансовых условий деятельности учреждения, локальных актов; мероприятия по изменению правового статуса; оргштатные мероприятия; развитие внутренней системы оценки качества; мероприятия по расширению общественного характера управления учреждением; по разработке и введению новой системы оплаты труда (НСОТ). В рамках реализации этого плана в школе были разработаны и утверждены такие локальные акты, как положения «О введении новой системы оплаты труда работников школы», «О порядке установления выплат из стимулирующей части ФОТ», «О специальной части ФОТ». Формирование штатного расписания и учебного плана школы с учетом произведенных финансовых расчетов, выделенного нормативного финансирования позволило произвести перестановку кадрового потенциала учреждения, не прибегая к сокращению сотрудников, расчет преподавательской нагрузки и базовой части заработной платы учителям школы, о чем они и были уведомлены перед уходом в очередной отпуск. Знание человеком размера своей заработной платы, того, что заработная плата не уменьшилась с введением новой системы оплаты труда, а, наоборот, есть возможности для ее роста в зависимости от личного вклада в достижение целей, стоящих перед педагогическим коллективом и полученных результатов труда, способствовали уверенности сотрудников в материальном обеспечении своих семей. Таким образом, в школе были соблюдены все социальные гарантии работникам, предусмотренные трудовым законодательством РФ. Соблюсти эти гарантии оказалось не так просто. Необходимо было искать дополнительные источники формирования стимулирующего фонда, такими источниками для нашей школы становятся развивающиеся связи с шефскими торгово-промышленными предприятиями и возможность создания детского производственного объединения, которое позволит получить учащимся профессию, а школе заработать немного средств. Большую помощь в этой деятельности оказывает руководство района Некрасовка и глава управы С.Мамонтов. Одним из источников формирования фонда оплаты труда стала экономия по коммунальным платежам, которая, по предварительным расчетам, может составить шестизначное число. На новом качественном уровне стал работать управляющий совет школы, новый характер его деятельности способствовал большей открытости преобразований для жителей района, что сразу сказалось на заинтересованности родителей, учащихся, представителей общественных организаций в процессах развития образовательного учреждения. Эта заинтересованность проявилась уже в том, что в школе 1 сентября будет открыто четыре первых класса, а общий контингент учащихся увеличится на 37 человек по сравнению с предыдущим учебным годом. Увеличение количества учащихся – важный показатель правильности начатых преобразований в рамках пилотного проекта. Участие в проекте позволяет школе самой планировать расходы, заботиться о привлекательности учреждения для родителей и учащихся как основных заказчиков и потребителей услуг. В этом коллектив школы видит главное достижение проекта и возможность ее развития. Пилотный проект дает возможность по-другому оценить экономические аспекты деятельности в сфере образования, установить связь между управленческими (организационными) и экономическими ресурсами как конкретного менеджера (управленца), так и всего учреждения в целом, каждого конкретного члена коллектива. Это создает реальные предпосылки для перевода школы в режиме развития, повышает эффективность ее работы, а это в свою очередь способствует улучшению качества образования. А.АРТЕМЬЕВ
Комментарии