Элементы общественно-ориентированного образования в России были и в досоветский, и в советский периоды. Достаточно вспомнить земские школы, попечительские советы в женских и мужских гимназиях дореволюционной России. Причем в попечительских советах мужских гимназий работать было престижно, а в женских гимназиях влияние было более реальным, поскольку государство меньше их финансировало, и члены попечительских советов имели больше возможностей влиять на образовательный процесс. Достаточно вспомнить экспериментальные площадки 20-х годов, идеи Антона Макаренко и его учеников – через новую школу строить новую жизнь.
Общественно-ориентированное образование в идеале предполагает четыре внешних условия. Во-первых, это достаточный уровень финансирования и свободное для школы распоряжение этими средствами. Во-вторых, это значительная степень политической и академической свободы. В-третьих, это гражданский, а не подданнический тип политической культуры в стране, это стремление людей не быть управляемыми, а управлять самими собой, стремление к самоуправлению. Это четкий стереотип общественного сознания о том, что порядочный человек должен отдавать часть своих сил и средств на пользу образования. Наконец, в-четвертых, это законодательные основы.
Легко понять, что, может быть, самым благоприятным периодом для общественно-ориентированного образования в нашей стране был конец 80-х годов. Тогда свободу уже дали, но деньги еще не отобрали. Отсюда взлет педагогики сотрудничества, опыта педагогов-новаторов.
Нынешний период с точки зрения общественно-ориентированного образования непростой. Мы знаем, что за 90-е годы финансирование образования в стране сократилось по крайней мере в 8 раз. Мы знаем, что происходит заметное свертывание политической свободы и самоуправленческой активности людей, что довольно четко проявляется, в том числе в средствах массовой информации, тенденция возврата к подданническому типу культуры. Но вместе с тем хотелось бы отметить, что в России существуют достаточно серьезные законодательные основы для общественно-ориентированного образования, причем созданы они еще Законом РФ “Об образовании” 1992 года, который, может быть, опередил свое время, был более демократичным и более самоуправленческим, чем даже позволяли исторические условия. Так, Закон РФ “Об образовании” предусматривает нормативное финансирование и превращение школы в юридическое лицо, т.е. значительную экономическую свободу для них. Он дает очень широкую автономию учебным заведениям и академические свободы для них, о чем свидетельствует статья 32 Закона “Компетенция образовательного учреждения”.
Существующий Закон РФ “Об образовании” и, более того, налоговое законодательство в известной мере стимулируют вложение в образование налоговыми льготами. Это почему-то не очень хорошо известно даже российским коллегам. Недавно я открыл в газете интервью бывшего министра образования Эдуарда Днепрова, который требовал, чтобы наконец были введены налоговые льготы, поощряющие людей жертвовать деньги образовательным учреждениям. Скажу вам прямо, что такие налоговые льготы существуют в России много лет и сохранились в новом Налоговом кодексе усилиями нашего комитета, правда, с некоторыми ограничениями. Сейчас каждый желающий может до 25 процентов своего дохода направить на нужды образовательных, медицинских, социальных, культурных организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетов различных уровней, и эти средства будут исключены из налогооблагаемой базы.
Другое дело, что не очень часто те, кого называют “новыми русскими”, пользуются этой налоговой льготой. Скажу по личному опыту, что когда в первый раз моя команда пришла в налоговую инспекцию Ленинского округа (г. Омска) для того, чтобы перечислить часть депутатской зарплаты на нужды образовательных учреждений, это был, кажется, первый случай. Но, может быть, это уже вошло в политическую культуру?
Закон РФ “Об образовании” легитимизировал попечительские советы и значительную степень самоуправления в образовательных учреждениях. К сожалению, лишь через семь лет мы получили указ президента о попечительских советах и правительственное положение о них.
Олег СМОЛИН,
заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ
Комментарии