search
main
0

Через «науку» к жизни!

ЕГЭ по обществознанию как способ найти ответы на важные жизненные вопросы

С 2009 года все выпускники 11‑х классов в обязательном порядке стали сдавать ЕГЭ. С тех пор единый государственный экзамен претерпел множество изменений как в плане структуры, так и оценки результатов. По статистике ФИПИ, сейчас ЕГЭ по обществознанию самый массовый экзамен по выбору. Это не случайно, огромное количество учебных заведений засчитывают именно его в качестве вступительного на большинство специальностей.

В начале каждого учебного года выпускники и их родители задаются вопросом: «Как подготовиться к предстоящему экзамену и получить заветные высокие баллы?» Ответ очевиден: нужно просто готовиться. Однако сразу встает следующий вопрос: «Как эффективно организовать подготовку?» Конечно, прежде всего этот вопрос адресован учителю, который должен хорошо ориентироваться в новинках учебной литературы и может дать правильный совет. Поделюсь с коллегами своим мнением в отношении новых учебных пособий, которые стали для меня качественным источником методических материалов: это сборник «ЕГЭ 2020. Обществознание. 30 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ (А.Ю.Лазебникова, Т.В.Коваль. – М. : Издательство «Экзамен», 2020) и второй сборник этих авторов, состоящий из 14 вариантов. Важно отметить, что оба пособия прошли научно-методическую оценку ФИПИ и соответствуют всем требованиям и критериям экзамена 2020 года, включая практико-ориентированную направленность содержания экзаменационных задач. Более того, его авторы-составители Анна Юрьевна Лазебникова и Татьяна Викторовна Коваль являются ведущими специалистами и разработчиками заданий ЕГЭ по обществознанию.
Подробнее расскажу о структуре и характере материалов сборника, содержащего 30 вариантов заданий.
Традиционно задания 1‑3 и задание 20 понятийные, проверяющие общий уровень подготовки выпускников. Однако если 1‑3 из разряда знать и понимать, то задание 20 требует от обучающихся систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.
Задания 4‑6 охватывают раздел «Человек и общество (философия)», включая познания в духовной сфере.
Задания 7‑10 содержат вопросы из раздела «Экономика». В задании 10 от ученика требуется осуществлять поиск социальной информации, представленной в графике. Сфокусируйте внимание выпускников на необходимости внимательно читать условия задачи. В зависимости от них ответы могут быть диаметрально противоположными.
Задания 11‑12 направлены на проверку раздела «Социальные отношения», причем исходные данные в 12‑м задании представлены в виде диаграмм. При его выполнении требуются скрупулезность, умение сопоставлять и сравнивать информацию.
Задания 13‑15 позволяют оценить компетенции учащегося в области «Политика». Для выполнения данного раздела обществознания следует изучить в первую очередь полномочия органов государственной власти РФ.
Задания 16‑19 посвящены разделу «Право», часть из которых неизменно проверяют знание основ конституционного строя РФ.
Из второй части заданий 21‑24 ученикам предстоит работа с текстом. При их выполнении необходимо внимательно читать текст и условия задачи.
В вопросах 23 и 24 экзаменующиеся должны привести примеры с опорой на свои знания и социальный опыт. Нужно помнить: никаких односложных ответов! Каждый аргумент или пример должен представлять собой законченное суждение.
Задания 25‑27 очень разные по своему содержанию, но требующие единого подхода: внимательно читать условия задания, давать развернутый ответ с примерами из разных источников.
Теперь о заданиях, которые претерпели изменения. Так, детализированы и дополнены формулировки вопросов в заданиях 28, 29 и скорректирована система их оценивания. В задании 28 формулировка не изменилась, но появилось пояснение: «количество подпунктов каждого пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта». Стоит обратить внимание и на критерии оценивания этого задания. Самое серьезное – 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлены 3 балла. Максимальное количество баллов за задание 28 осталось неизменным (4 балла).
Вследствие существенной корректировки задания 29 из него исчезло слово «мини-сочинение». В понятие «общественная жизнь» включили не только сообщения СМИ, но и реальные факты, модели социальных ситуаций, а также интернет-ресурсы социологических служб. Учащимся предоставлена возможность использовать в качестве иллюстраций факты и примеры из истории науки и техники, литературы и искусства.

Следование демоверсии, четкое соответствие экзаменационным требованиям, множество примеров для отработки необходимых навыков – несомненные достоинства нового учебного пособия. Но его большим плюсом к тому же является полное решение одного задания, по которому можно детально ознакомиться с алгоритмами выполнения каждого задания КИМов, с инструкцией по выполнению заданий, с критериями оценивания. На мой взгляд, пособие является качественным универсальным помощником при подготовке к ЕГЭ по обществознанию как ученику для системной самоподготовки, так и учителю для использования в его каждодневной практике и проведении диагностических работ. А пособие, состоящее из 14 вариантов, незаменимо, когда учителю нужно провести один-два пробника в месяц для учеников или закрепить полученные знания перед экзаменом.
​Иван ГОРЯЧКОВ, учитель истории и обществознания, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте