search
main
0

Через алгебру – к брусьям

Григорий Погадаев – заместитель председателя экспертного совета по физической культуре при Министерстве образования, член редколлегии журнала “Физкультура в школе”, кандидат педагогических наук. Тридцать лет и три года работает Григорий Иванович учителем физкультуры. Написал три учебника. Сейчас преподает в 5-й одинцовской средней школе (Московская область). На физкультуру умудренный жизнью Погадаев смотрит как на урок с большими интегративными возможностями, который может сочетаться практически с любым другим предметом. Хоть с математикой.

– Был у меня один парень, – рассказывает Григорий Иванович, – с ходу решал уравнения любой сложности, числа, наверное, во сне видел. Но на брусья даже подняться не мог, не говоря уж о том, чтобы показать на них что-то. Я решил заинтересовать его физкультурой через любимый предмет – математику. Подвел к снаряду, спросил: “Можешь ли ты с помощью своих формул рассчитать, как подняться на эти брусья?”. Он ответил: “Могу”. Проходит время, приносит он мне тетрадку с формулами: “Все просчитано: если буду стоять здесь, подниму руки так, сделаю эдак, то поднимусь легко. А если стану делать по-другому, не поднимусь. Это и Гераклу не под силу”. И расчеты показывает. Они для меня – темный лес, но я соглашаюсь: “Молодец”. Уверен, “математический гений” не мог ошибиться. Предложил проверить расчеты практикой. И все у него получилось. Человек преодолел психологический барьер, после первого шага он сделает и второй.

Григорий Иванович уверен, главное – объяснить ребенку, что урок физкультуры нужен в первую очередь именно ему. Важно также правильно оценить стартовые возможности ученика и предложить ему посильную задачу. Физкультура – урок формирования личности. Поэтому здесь без индивидуального подхода никуда.

– Но как же нормативы? Их все должны выполнять.

– Нормативы можно разделить на три категории, – говорит Григорий Иванович. – Первая – средний высокий уровень на сегодняшний день, определяемый с помощью научного тестирования. Вторая – учебный норматив для выполнения спортивного разряда. Третья – учебный норматив, определяющий исходный уровень ученика. Здесь ни в коем случае нельзя ставить отрицательную оценку. Можно оценивать словами: “У тебя не получилось. Не унывай. В следующий раз потренируешься, все будет хорошо”. Учебные нормативы дают ориентир, какой показатель и в каком возрасте должен быть. У нас существует несколько программ физической культуры. Пишутся новые, примерные. И вот по одной программе ребенок пробежал сто метров за 16 секунд и получает “пять”, а по нормативам другой – “три”.

– Ваше отношение к раздельным урокам: “девчачьей” и “ребячьей” физкультуре…

– Однозначно ответить не могу. Многое здесь зависит от квалификации учителя, насколько он способен вести раздельные занятия. Но уже с пятого класса это надо бы практиковать. Но и совместные занятия важны. На таких уроках воспитывается умение общаться, внимательно относиться друг к другу. Это особенно важно в переходный возраст, в 7-8-х классах.

– Национальная доктрина образования провозглашает “всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании детей и студентов”. Как воплотить в жизнь мечту о всесторонней заботе?

– Конечно, нужна хорошая материальная база. Как ни банально это звучит. А еще человек должен понимать, что важно быть здоровым не только телом, но и духом. Это важней, чем сдача нормативов. Физкультура учит действию. Решительности, созидательности. И ребенок начинает понимать, что успех приходит лишь тогда, когда к нему стремишься.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте