В рамках просветительского проекта «Субботы активиста» во Дворце пионеров на Воробьевых горах состоялся открытый диалог школьников с научным руководителем Института практической психологии Высшей школы экономики Тахиром Базаровым об управлении конфликтами.
У школьников была возможность задать все свои вопросы Тахиру Юсуповичу. И они задавали их, спрашивая о таких простых и в то же время всегда трудно понятных вещах, как внутриличностный конфликт, межличностный конфликт и, наконец, отчего вообще возникают противоречия в процессе взаимодействия. Столкновения сторон часто провоцирует различие интересов на почве общего ресурса. Поэтому договориться получается далеко не всегда. Сразу же в зал полетел вопрос: «Многие ли из вас начинают знакомство с человеком с конфликта?» На удивление, много рук поднялись вверх. Примерно три четверти. «Это настораживает, вы не находите? Может, стоит обратиться, скажем, к врачу?» – пошутил Тахир Юсупович. Но, оказывается, при всех отрицательных сторонах конфликта в нем есть и положительные черты. Например, после завершения конфликтной ситуации наступает освобождение. Кто-то в зале назвал это катарсисом. Сам Базаров приравнял это к 1 января. Накануне все суетятся, спешат, готовятся к празднику. А 1-го садятся за стол и в спокойной обстановке разговаривают, причем затрагивают иногда такие философские темы, которых никогда бы не коснулись в предпраздничном мельтешении. Это сравнение показывает, что иногда после конфликта эффективность взаимодействия между людьми увеличивается. Накапливается опыт решения подобных проблем, а, как известно, всякий опыт бесценен. Для решения внутриличностного конфликта ребятам был предложен тест. На протяжении 15 секунд каждый должен был ответить на вопрос «Кто я?». «Человек», «Личность», «Лидер», «Индивид», – отвечали школьники, кто-то даже заявил: «Поэт»… Чтобы лучше разобраться с ситуацией, ребята задумались над заданиями кейса «Юрист или медик». Это задание о мальчике Егоре, которому 15 лет. Он занимается гуманитарными науками с интересом. На ближайшие 3 года ему нужно выбрать предметы. Родители Егора настаивают на том, чтобы он занимался биологией и другими естественными науками. Сам он не разделяет их мнение. Нужно было дать совет мальчику. Согласитесь, довольно типичная ситуация для нашго времени, когда сложно сделать выбор в быстро меняющейся необходимости в профессиях. Советы давали самые разные, но, на удивление, продуманные и серьезные. Некоторые формулировки выглядели так: «Егор должен конкретизировать свои пожелания, определиться внутри профиля со своим будущим». Другой вариант был: «Пусть пробует и то и другое, то есть и гуманитарные науки, и естественные, лишним не будет, плюс их можно совместить в некоторых, например психологических, специальностях». Кто-то обратил внимание на то, что спор с родителями должен быть очень аргументирован, а кроме того, Егору следует доказать серьезность своих намерений. Тахир Юсупович подметил, что никто из опрошенных ребят не посоветовал Егору послушать родителей. Уже такая изначальная конфронтация с ними заставляет задуматься о многом. Хотя именно родители могут вовремя дать дельный совет. Главное, чтобы ребенок этот совет услышал и принял не как отрицание его собственных желаний. В этом вопросе стоит задуматься обеим сторонам.А еще школьники узнали, в обществе бывают «черепашки», эти люди прячутся в «панцирь», но всегда видят перед собой цель, «акулы», для таких личностей цель важнее взаимоотношений в коллективе, «медвежата» со стратегией «сглаживания острых углов», «лисы», нацеленные на компромисс, и «совы», для которых характерна открытая и честная конфронтация. Люди разные, но именно поэтому выстраивать отношения друг с другом интересно. Просто этому надо учиться.Почти двухчасовая беседа с Тахиром Базаровым заставила ребят задуматься: оказывается, можно избежать многих деструктивных противоречий. Стоит только разобраться в себе и своих желаниях, научиться управлять конфликтами и слышать других.
Комментарии