search
main
0

«Чердачная история» докатилась до Добринки. Cудьба молодого кино решалась в Липецке

«Зачем вы снимаете весь этот бандитский мусор: «Бумер», «Бой с тенью»? Мы вас, между прочим, об этом не просили». Кто бы мог подумать, что начавшийся вполне мирно разговор преподавателей ВГИКа и студентов Липецкого педагогического университета перейдет в такую жаркую культурологическую дискуссию. Впрочем, у декана режиссерского факультета Олега Шухера и профессора продюсерского отделения Бориса Криштула не так-то просто выбить землю из-под ног: за свою долгую кинематографическую жизнь они наверняка еще и не в таких передрягах бывали. А соглашаясь принять участие в кинофоруме «Молодость России», прекрасно понимали: молодость – синоним непредсказуемости.

инофорум не надо путать с кинофестивалем. Это разные вещи. Кинофестиваль – дело больше светское: ковровые дорожки всех цветов радуги, актрисы, соревнующиеся за звание «платье года», азартная битва режиссеров за главные призы.

Кинофорум – это скорее из области образования, а то и воспитания: встречи со зрителями, дискуссии и «круглые столы». Между блеском и делом власти Липецкой области, главные инициаторы кинофорума, выбрали дело.

– Мы собрались в Липецке, чтобы определить пути, по которым предстоит идти и молодому кино, и тем, кто собирается себя ему посвятить, – уточнила генеральный директор кинофорума Виктория ЛУКИНА. – Потому не случайно, что рядом с фильмами известных мастеров в кинопрограмме заняли свое место и первые короткометражные опыты студентов ВГИКа.

Как и все в этом году, «Молодость России» решили посвятить Великой Победе. О ней, правда, говорили лишь на церемониях открытия и закрытия, но для того чтобы расставить акценты, этого вполне достаточно. Открытие было камерным и оттого очень трогательным: пригласили ветеранов, вручили им цветы и подарки, показали короткий документальный фильм «Дорога в юность», снятый на местной учебной киностудии детского творческого объединения «Спектр» 14-летней Анной Бритвиной. На фоне старой военной кинохроники история простой женщины, всю войну шедшей за фронтом и восстанавливающей разгромленные железные дороги. И потому, что так спокоен был этот рассказ о великом, нечеловеческом подвиге, и оттого, что записан он совсем еще юной девочкой, становилось зрителям гордо и горько. Горько за то, что вспоминают об этом лишь по большим праздникам. Вырастет ли из Ани в будущем большой режиссер – пока, конечно, непонятно. Но человеком, который помнит свою историю, относится к ней бережно и с почтением, она стала уже сегодня.

Вторая картина церемонии открытия – «Поиски Родины» эстонского режиссера Алены Суржиковой прямого отношения к Победе, казалось бы, не имела. Но это как посмотреть. Выпускница режиссерского отделения Таллинского педагогического университета объехала с дальнобойщиками всю Европу. Цель у нее была одна: найти уехавших из Эстонии русских ребят и задать им один-единственный вопрос: «Где она, ваша Родина?» Потому что именно им, чьи предки освобождали Прибалтику от немцев, а потом остались в новой советской республике, сложнее всего на этот вопрос ответить. Они и там чужие, и здесь неродные, и лишь Европа кажется им землей обетованной, огромным приютом для бездомных, где никому нет дела, кто они и откуда. Сразу скажу: молодые люди приняли фильм «на ура», ветеранам же он категорически не понравился. Они хотят помнить Прибалтику как место своего освободительного подвига, а не как землю, на которой Победа, увы, породила бесконечные споры и обиды. Кто-то даже демонстративно покинул зал. И все-таки режиссер, которая, к сожалению, на первую свою международную премьеру приехать не смогла, могла бы считать этот день триумфальным: если картина вызывает споры – значит, она уже по крайней мере на полпути к настоящему искусству.

Дружескую расположенность и миролюбивое настроение следующих дней форума уже практически ничто не нарушало. Гости, разбившись на «компании по интересам», разъехались со своими работами по городам и весям Липецкой области. Режиссер Александр Трофимов, артисты Александр Ткаченок и Валерия Арланова – съемочная группа белорусского фильма «Дунечка» – отправились с дружеским визитом в село Долгоруково. На границе района гостей хлебом-солью встречал народный хор – все, как в лучших домах Лондона и Парижа… Кинематографисты – народ жадный до впечатлений. Ехали и думали, если село – значит, разруха, нищета, в лучшем случае тощие коровы по улицам бродят. Но никакой «экзотики» в Долгоруково обнаружить не удалось: Дом культуры, где показывали «Дунечку», конечно, выстроен еще в лучших традициях соцреализма. Зато внутри – евроремонт. Афиши – по старинке масляной краской писаны. Но на них те же названия, что и в современных кинотеатрах столицы – «Турецкий гамбит», например. По словам местных властей, село живет за счет сельского хозяйства, но оно тут поставлено на широкую ногу. И те, кто им всерьез занимается, могут себе позволить больше, чем иные горожане. Говорят, одна фермерская семья объездила уже полмира, и для полного счастья ей не хватает лишь путешествия в Австралию. Посмотреть «Дунечку» – нежную и несколько наивную историю о первой девичьей любви – пришли в основном молодые люди. И это обрадовало съемочную группу больше всего: значит, не единым «Турецким гамбитом» жив человек. И если появляется возможность посмотреть еще что-то – будут смотреть. Лишь бы показывали. Жаль, что кинофорумы не раз в неделю проходят…

В поселок Добринка уехала картина Галины Евтушенко «Чердачная история». Та самая, которую самому президенту возили на частный просмотр. Знать, сильные мира сего тоже неравнодушны к отечественному кинематографу… А в Чаплыгине принимали актера Александра Ленькова и его студентов-первокурсников ВГИКа. Выйдя за рамки кинофорума, ребята показали местной детворе спектакль «Сочиним сказку вместе».

– Я даже не знаю, кому эти «гастроли» больше на пользу пошли – зрителям или моим студентам, – радовался Леньков. – Чем раньше будущий актер выйдет на публику, тем крепче будет. Пусть смотрят, как люди живут, пусть общаются с живым зрителем. Может, и про себя что-то новое поймут, и про профессию, которой решили жизнь посвятить. А то некоторые до сих пор считают, что за актера теперь все компьютерные спецэффекты делают.

Но самыми яркими стали, конечно, встречи гостей кинофорума со студентами Липецкого педагогического и Елецкого государственного университетов. В самый разгар сессии ребята нашли время, чтобы посмотреть программу короткометражного студенческого кино, послушать рассказы преподавателей ВГИКа и даже поспорить с ними.

Борис Криштул, который готовит во ВГИКе продюсеров – новых профессионалов нового времени, сорок лет проработал на «Мосфильме», был директором картин у Александра Роу и Михаила Калатозова, Эльдара Рязанова и Александра Митты. Он – ходячая киноэнциклопедия, кладезь историй, комических и трагических, баек и анекдотов. Где бы еще будущие учителя смогли услышать непридуманные истории о том, как снимался первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» или «Красная палатка» – уникальная советская картина с участием западных звезд. В его рассказах ожили Владимир Высоцкий, Олег Даль и Леонид Филатов. Лучшей аудитории для этой встречи и придумать нельзя: молодежь начинает забывать героев, которыми восхищались их родители. У них теперь свои герои. Но студенты педагогических университетов – необычная молодежь. Они – без пяти минут педагоги, а значит, обязаны помнить и знать. И имена Тарковского, Бондарчука и Шукшина не могут быть для них пустым звуком. Потому что кино сегодня – искусство, не менее значимое и уж точно куда более влиятельное, чем даже литература. Поэтому, услышав чью-то возмущенную реплику о «киномусоре», которым заполонен нынче широкий экран, и Борис Криштул, и декан всех будущих режиссеров Олег Шухер только обрадовались. Ведь если кто-то еще возмущается – значит, не все потеряно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте