search
main
0

Черчение умерло – да здравствует 2D- и 3D-графика!

Как WorldSkills простимулировал развитие графической культуры в России

С 22 по 27 августа 2019 года в России с большим успехом прошел 45‑й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills. Казань приняла более 1300 молодых профессионалов из 63 стран мира. Молодежь в возрасте до 22 лет соревновалась на площадках по 56 востребованным сегодня основным компетенциям, а также по 25 компетенциям будущего FutureSkills («Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Интернет вещей», «Машинное обучение и большие данные» и т. д.), а младшие ребята соревновались по 12 компетенциям WorldSkills Junior. Результаты нашей сборной потрясающие – Россия заняла второе место, завоевав 22 медали, причем 14 из них – золотые.

«Это число чемпионов говорит об очень высоком уровне подготовки в нашей стране, о том, что среди наших экспертов и преподавателей есть носители технологий мирового уровня, мы опередили те страны, у которых мы учились как у лучших 2‑3 года назад. Из догоняющей Россия стала опережающей страной, серьезным конкурентом вечных лидеров WorldSkills» – эти слова директора союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберта Уразова доказывают важность и значимость проведенного чемпионата.
Успех России на чемпионате был не менее, а может быть, даже более значимым и важным, чем успехи России на спортивных чемпионатах мира, так как все увидели, что у нас в стране наконец-то стали появляться молодые, высококлассные, современные специалисты в разных областях народного хозяйства и они востребованы на Родине, в России. А значит, девиз WorldSkills «Skills for the future» («Будущее в твоих руках») – это не громкие слова, а подтверждение того, что для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное будущее, не надо раскисать и ждать чьей-то помощи со стороны, а надо засучить рукава – самим искать возможности и осваивать новые, востребованные на современном рынке компетенции.
Чему может научить WorldSkills нашу молодежь, кроме навыков в рабочих профессиях? Очень хорошо ответил на этот вопрос московский школьник Александр Вихров, призер отборочного чемпионата ­WorldSkills Juniors Russia по компетенции «Инженерный дизайн CAD»: «Тому, что все возможно и ты творец своего будущего. Зрители могут увидеть (в первую очередь на российском этапе WS), что в серьезных конкурсах выступают самые обычные ребята, такие же, как они сами. Следовательно, каждый может достигнуть тех высот, которых захочет».
Популяризация мирового движения WorldSkills в России, разумеется, не должна исключать возрождения и развития своих национальных конкурсов и чемпионатов по профессиям, а, наоборот, должна дать возможность ознакомиться с передовым опытом, сравнить и, создавая свое, взять самое лучшее и современное.
Очень важно, что вживую посмотреть на соревнования во время чемпионата WorldSkills в Казани могли все желающие. Около площадок, где проходили соревнования, постоянно проводили экскурсии для школьников и молодежи, специально приехавших из других городов, и даже присутствовали семьи с маленькими детьми в колясках. Желающие могли принять участие в международной деловой программе, правда, оплатив достаточно большой организационный взнос. А вот купив входной билет всего лишь за 500 рублей, можно было посмотреть на стадионе «Казань Арена» церемонию открытия чемпионата WS, которая была очень красивой и торжественной, с использованием дополненной реальности и других самых современных технологий.
Чемпионаты WorldSkills открывают новые горизонты не только молодым участникам. Я, например, более четверти века работаю над новыми программами и методиками геометро-графического образования, автор большого проекта «Центр графической культуры». И когда я уже потеряла надежду, что мой проект хотя бы выслушают в департаменте или Министерстве образования, мне вдруг пришло приглашение на национальный трек деловой программы чемпионата мира WorldSkills в Казани, где мой проект включен в число лидеров изменений в российской системе образования и вошел в карту проектов «Будущее национальной системы подготовки».
С моей точки зрения, на данный момент движение WorldSkills – это очень сильный, реально действующий стимул для совершенствования не только методик обучения будущих профессионалов в России, но и для повышения эффективности и качества ранней профориентации и профотбора, в основе чего должен быть принципиально новый и научно обоснованный подход. Этой теме посвящен мой проект «Центр графической культуры». Знакомство с движением WorldSkills очень помогло мне в разработке этого проекта.

Путь к чемпионату WS
До сих пор Россия пожинает негативные плоды того, что в 90‑х в школах просто взяли и отменили черчение – универсальный международный язык техники, отдав его часы новому, концептуально еще не сформировавшемуся предмету «Технология». И это вместо того чтобы геометро-графический язык по своей значимости и важности приравнять к вербальным языкам (одна картинка стоит тысячи слов), поменять устаревшие методики обучения ручной технике выполнения чертежей и с первого класса изучать новые технологии, в первую очередь 3D-моделирование, а главное, чтобы графический язык согласно государственному закону оставался обязательным школьным предметом. Дух захватывает, если представить, какого высокого инженерно-технического и технологического уровня достигла бы Россия за минувшие четверть века, если бы каждый выпускник школы в обязательном порядке так же же легко и свободно, как русским и английским языками, владел геометро-графическим языком – самым современным международным языком общения, передачи и хранения информации и ручной, инструментальной и компьютерной техниками выполнения изображений 2D- и 3D-графики.
К необходимости новых принципиальных реформ в системе геометро-графического образования я шла методом проб и ошибок без малого 30 лет. Все началось в 90‑м году, когда моя дочь-семиклассница, прибежав из школы, с большой радостью объявила, что у них не будет черчения, а я тогда, вспомнив о своем красном дипломе МВТУ имени Н.Э.Баумана, пришла в школу и предложила вести этот предмет. Тогда мне дали 7‑е и 8‑е классы, в которых уже в тот момент была специализация, поэтому мне пришлось сразу же составлять разные программы по черчению для физико-математического и литературного, химико-биологического и экономического классов, не говоря уже о двух классах коррекции (тогда они еще так назывались). А поскольку тогда была полная свобода творчества, в связи с тем что предмет «Черчение» официально перестал существовать, то практически сразу родилась идея создать инженерно-технический класс по своей авторской программе, включавшей основы начертательной геометрии, основы графической культуры и введение в технику. Эксперимент удался: дети ходили на мои уроки с большим интересом, а я сама и родители видели очень хорошие результаты. К сожалению, ни о какой популяризации полученных результатов не было и речи, так как в 90‑е годы профессия инженера стремительно становилась самой непопулярной в обществе, а технические вузы стали вынуждены принимать графически неграмотную молодежь и вместо изучения самых передовых технологий тратить бесценное время и государственные деньги на изучение основ международного языка техники, который должен был осваиваться в школе.
Шли годы, судьба многократно давала мне все новые уроки и новые идеи и материалы, которые в результате легли в основу моего проекта «Центр графической культуры». Например, в конце 90‑х в связи с длительной командировкой мужа я вела в старших классах в школе при посольстве России в Польше авторский курс инженерной графики как начальную профориентацию для иностранцев, обучавшихся в российской школе. Там же я разработала экзаменационные билеты, по которым мои ученики сдавали выпускной экзамен по выбору в 11‑м классе. После возвращения в Москву меня приняли старшим преподавателем на кафедру инженерной графики в РУДН, где мне посчастливилось в паре с опытным старшим преподавателем Галиной Оськиной на подготовительном факультете вести занятия по основам инженерной графики для только что приехавших из Азии, Африки и Латинской Америки в Россию иностранных студентов, которые еще не выучили русский язык, но хотят учиться на инженерных специальностях. Именно с Галиной Николаевной мы придумали новую оригинальную методику и провели по ней десять международных графических турниров, в которых до сих пор с удовольствием участвуют еще не говорящие по-русски иностранные студенты и все желающие школьники Москвы начиная с 6 лет.
А вот с методикой работы со слабослышащими, а подчас и полностью глухонемыми российскими студентами я ознакомилась в МГТУ имени Н.Э.Баумана, работая с прекрасным и любимым всеми студентами педагогом – доцентом Мариной Покровской, которая отдала без малого 20 лет жизни разработке очень наглядных программ по 2D- и 3D-графике для профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) в головном учебно-исследовательском и методическом центре – ГУИМЦ МГТУ имени Н.Э.Баумана. По сей день, несмотря на преклонный возраст, Марина Владимировна является главным научным консультантом моего проекта «ЦГК». Она же помогла мне разрабатывать курс «Геометрография – азбука графического языка» в программе «Компас 3D для детей начиная с 6 лет», который я апробировала в системе дополнительного образования в досуговом центре «Ровесник».
И не случайно в 2012 году я стала организатором Московской ассоциации учителей черчения и 3D-моделирования, потому что в 2016‑м мы с коллегами по собственной инициативе на общественных началах организовали и как самовыдвиженцы провели первый региональный отборочный чемпионат ­JuniorSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD» в Москве. Для этого мне пришлось изучить методику WorldSkills и временно выполнять роль регионального эксперта по этой компетенции. Тогда я впервые в жизни почувствовала себя командиром партизанского отряда, которому надо было вывести отряд из окружения. Я искренне говорила старшеклассникам, которые захотели участвовать в чемпионате: «Ребята, мы, ваши учителя, не знаем и не сможем научить вас, как правильно выполнить все задания, они очень сложные и новые даже для нас, но кто-то из вас обязательно должен их выполнить и победить, потому что Москва за нами, «нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим». До сих пор с содроганием вспоминаю, какими серьезными стали лица ребят, как по-взрослому мужественно эти мальчишки вступили в бой и победили! Команда из 2 старшеклас­сников лицея №1568 (преподаватель М.Б.Маркарова) заняла 3‑е место по России на национальном чемпионате JuniorSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD»! И тогда наша инженерная компетенция сразу же вошла в список мероприятий Департамента образования города Москвы, был назначен колледж, ответственный за ее подготовку.
Таким образом, проект «ЦГК» появился не на пустом месте, каждый его тезис основательно проверен и испытан на практике.

Мини – макси
Теперь о проекте «Центр графической культуры», представленном на национальном треке деловой программы чемпионата WS. Будучи созданным на основе личного опыта автора и опыта коллег, прошедшего апробацию на практике, начиная с детей старшей группы детского сада и заканчивая студентами ведущих технических вузов России, он состоит из двух частей.
Программа-максимум – это то, что необходимо всей российской системе школьного образования, что важно для любого ребенка из любой школы, но без заинтересованности и участия государственных структур системы образования и ряда министерств это невозможно, так как необходимо законодательное восстановление во ФГОС статуса обязательной общеобразовательной дисциплины предмета «2D- и 3D-графика» вместо сильно устаревшего за 30 лет названия «Черчение», а точнее и правильнее, предметной области «Геометро-графический язык».
Проект «ЦГК» решает задачи национальной системы профессионального образования и подготовки кадров. Он предлагает новую стратегию инженерно-графического довузовского образования в России, в основе которой лежит базовое геометро-графическое образование в школе. Это обеспечит графическую грамотность населения, повысит общий уровень проектной культуры детей и молодежи, а также позволит проводить раннюю профориентацию и профотбор на научной основе, целенаправленно, системно, эффективно, с полным охватом заинтересованной аудитории.
Я предлагаю ввести в школьную программу новую предметную область «Геометро-графический язык», построенную на научной базе геометрии (планиметрия + стереометрия + основы теории изображений, то есть начертательной геометрии), и как главную область приложения графического языка рассматривать предмет «Технология» по аналогии с русским языком и литературой. Это даст научный подход к ранней профориентации и отбору технически ориентированных детей и позволит разработать систему их графической подготовки, включающую знания, умения и навыки с поддержкой современных информационных технологий. Для этого необходимо официально признать, что графический язык – это универсальный язык визуализации информации в любой области человеческих знаний, в том числе в науке и технике, это профессионально ориентированный язык инженерной деятельности, которым описываются все инженерно-технические компетенции.

Главный ожидаемый результат, имеющий общенациональное значение, – повышение качества подготовки молодых инженерно-технических кадров в России.
​Галина АНИСИМОВА, участник национального трека деловой программы чемпионата мира по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills Kazan-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте