Главная цель Года учителя, как известно, повышение престижа педагогической профессии. При этом поднять доходы учителей призвана новая система оплаты труда, внедряемая в образовательных учреждениях. Решает ли НСОТ стоящие перед ней задачи? Что на деле происходит в школах и вузах? Этим актуальным вопросам был посвящен «круглый стол», проведенный по инициативе Калмыцкого рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ в рамках Общероссийской акции «В каждом живет учитель!».
В разговоре приняли участие главный редактор газеты «Известия Калмыкии» Эрдни Шамаков, председатель республиканского комитета профсоюза Антонина Коокуева, начальник отдела Министерства образования, культуры и науки РК Александра Чимидова, руководитель Элистинского педагогического колледжа Татьяна Джамбинова, директор средней школы №17 Элисты, депутат городского собрания Раиса Эрднеева, преподаватель Калмыцкого госуниверситета Мингиян Лиджиев, председатель профкома элистинской средней школы №3 Донара Бордаева и воспитатель элистинского детского сада №18 Ольга Гайворонская.
– Более года отрасль образования республики работает в режиме реализации НСОТ. Как вы помните, времени на подготовку к переходу к новой системе оплаты труда было немного, тем не менее наш профсоюз совместно с Министерством образования, культуры и науки РК успел немало сделать для того, чтобы эта процедура прошла максимально гладко, открыто и прозрачно, – сообщила Антонина Коокуева. – В некоторых регионах внедрение НСОТ привело к резкой оптимизации – сокращению школ и учителей. К примеру, в ряде регионов были закрыты около 40 процентов школ, без работы остались сотни учителей. Мы этого, к счастью, избежали, хотя и у нас есть проблемы, одна из которых – недостаточный фонд оплаты труда. Большая часть средств, которые можно было бы направить на увеличение фонда стимулирующих выплат, «съел» МРОТ: деньги пошли на выполнение федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда. В итоге заработная плата, скажем, работника высшей категории дошкольного учреждения, имеющего стаж более 20 лет, сравнялась с зарплатой младшего обслуживающего персонала.
Проверки, проведенные правовой инспекцией труда рескома профсоюза, свидетельствуют о том, что руководители образовательных учреждений зачастую нарушают локальные акты, регулирующие оплату труда. Нередки случаи, когда увеличивается доля стимулирующих выплат у административного персонала, а у основной части работников она остается на прежнем уровне. Поэтому, на мой взгляд, необходимо, чтобы директора школ в первую очередь были экономически грамотными и следовали букве закона.
– В нашей школе стимулирующие выплаты распределяются гласно и открыто, – поделилась Раиса Эрднеева. – В прошлом году достаточно высокие надбавки получили учителя русского языка и математики, ученики которых показали самые высокие в республике результаты ЕГЭ. Мы поощряем также педагогов, подготовивших детей к городским, республиканским, всероссийским олимпиадам. В этом году впервые подобные выплаты получили и наставники призеров школьных предметных олимпиад.
Каждый коллектив сам решает, что брать за основу при распределении стимулирующих выплат, согласились Татьяна Джамбинова и Александра Чимидова. В педколледже, например, долго решали, засчитывать ли при этом публикацию монографий. И сошлись во мнении, что этот труд также должен быть вознагражден как подготовка научных статей для федеральных журналов и сборников. А вообще успешное применение НСОТ в том или ином коллективе зависит не только от его руководителя или профсоюзного лидера, но и от активности, принципиальности самих сотрудников.
Но если учителя и преподаватели ссузов, качественно выполняющие свою работу, все же получают надбавки от 500 рублей до 5 тысяч, то стимулирующие выплаты воспитателей совсем невысоки. К тому же, считает Ольга Гайворонская, главная проблема дошкольных учреждений в том, что они финансируются из муниципальных бюджетов и средств на многое не хватает.
– Действительно, зарплата российских воспитателей оставляет желать лучшего. Поэтому еще в феврале мы, депутаты Элистинского городского собрания четвертого созыва, встречались с работниками дошкольных учреждений. Итогом встречи стало решение о повышении заработной платы воспитателям на 10 процентов, – напомнила Раиса Эрднеева.
Наилучшее положение с новой системой оплаты труда, как выяснилось, в университете. «К тому же у нас есть своя, вузовская, премия «Признание», которой награждают сотрудников по итогам года, – рассказывает Мингиян Лиджиев. – Например, в прошлом году ее получил профессор Петр Михайлович Кольцов, выигравший ряд российских грантов. Кстати, грантовые проекты сейчас готовят не только профессора, но и доценты, старшие преподаватели, заинтересованные в том, чтобы привлечь средства в университет и заработать их для себя лично».
Говоря о новых образовательных стандартах, участники «круглого стола» отметили ряд особенностей.
– Если раньше при входе в школу на стендах можно было увидеть огромное количество обязанностей ученика, то новые стандарты в первую очередь предполагают обязанность школы по созданию условий для доступного и качественного образования, – считает Антонина Коокуева.
Была затронута и популярная тема репетиторства. С точки зрения Татьяны Джамбиновой, учителя, дающего частные уроки, винить в этом сложно, потому что у детей разная мотивация к учебе, к тому же у каждого ребенка есть определенный предел, преодолеть который ему трудно. Но многое, по мнению директора педагогического колледжа, зависит и от самого преподавателя, и даже от «влюбленности в него детей». «На одном из конкурсов «Учитель года» я спросила участников: «Как вы думаете, в чем дело, если ученик, входя в класс, говорит, что он ненавидит химию (математику, биологию и так далее)?» Рассуждения услышала разные, и только одна известная ныне педагог ответила: «Дело не в химии (математике, биологии), дело в самом учителе».
Одновременно, считает Татьяна Джамбинова, нельзя забывать о так называемом динамическом стереотипе. Однажды попав в разряд троечников, учащийся зачастую остается им до окончания школы. Вот почему Татьяна Николаевна в самом начале занятий не ставит первокурсникам отметки, создает ситуацию успеха.
На «круглом столе» были затронуты и другие проблемы, касающиеся системы российского образования в целом и социальной защиты учителя.
По мнению участников дискуссии, наряду с материальным стимулированием сегодня огромную роль играет моральное поощрение педагогов. И в этом направлении руководством республики делается немало. К примеру, скоро по путевке главы РК Кирсана Илюмжинова вместе с победителями конкурса «Педагог года» в Италию поедет профсоюзный лидер Ольга Гайворонская. Разными организациями, студентами, учениками проводится множество акций, цель которых – напомнить обществу о роли учителя в становлении личности, воспитании и просвещении гражданина.
Как верно подметила Татьяна Джамбинова, «учитель – категория вечная». Поэтому в последние годы увеличивается число выпускников КГУ, которые идут в сельские школы. Даже несмотря на то что заработная плата вчерашнего студента, за вычетом подоходного налога, пока не превышает четырех тысяч рублей.
Республика Калмыкия
Комментарии