«Призовая игра олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» прошла отлично! Наша команда-победительница, набравшая 949 очков и занявшая первое место среди команд школы №1206, не могла пропустить это яркое соревнование-квест по переулкам Арбата! У нас потрясающие дети!» – так эмоционально высказалась на своей страничке в Фейсбуке мама школьницы, которая вместе с классом своей дочери прошла все этапы культурного состязания. Члены Ассоциации по управлению качеством образования связались с Людмилой ЕЛОВСКОЙ, мамой Надежды Шаменковой, чтобы задать несколько вопросов.
– Людмила Юрьевна, сейчас многие сетуют на подрастающее поколение, а вы восхищаетесь. Почему дети «потрясающие»?- От детей 8-9 лет такие качества, как любознательность, упорство, смекалка, традиционно ожидаемы, но в путешествиях по усадьбам и многочасовой игре этого было мало. Нужны были выносливость, взаимовыручка и даже самоотверженность – умение подчинить свои личные желания и чувства общей цели. Вот это и было неожиданным в детях, большинство которых растут в тепличных условиях.А потрясло меня пробуждение патриотического начала, народного духа в крошечных сердцах. В один из самых сложных моментов призовой игры, когда уже все задания были выполнены и необходимо было вернуться к метро, а путь лежал все время в горку, наш маленький отряд без какого-либо вмешательства извне (!) запел «Катюшу».Мальчишкам и девчонкам нужно было «на ощупь» найти что-то из мира нематериального, что их поддержит и сплотит… И генетический код сработал! Они запели! Поразив всех прохожих вокруг, заставив их замереть на мгновение от их дружного хора, от их песни, известной всему миру. Вот это я и называю пробуждением патриотического чувства.Любви к Родине и толерантному существованию в современном мире невозможно научить, это нужно пробудить и выпестовать. И это одна из глубинных задач олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» в том числе.- Олимпиада – это мобилизация всех ресурсов и напряжение сил, необходимость быстро продемонстрировать свои способности и показать знания. Помогли ли ребятам победить в этой игре умения и навыки, полученные в школе?- Олимпиада – это прекрасная возможность проверить базовые умения и навыки в «полевых» условиях. Конечно, без элементарных умений – читать, писать и считать – делать в подобных проектах нечего. Дети сами читают вопросы в музеях и сами ищут на них ответы.И вот здесь раскрываются более сложные умения наших ребят. Нужно вычленять в вопросе главное, определять поле для поиска ответа (книга, музейный зал, путеводитель, электронные ресурсы), сравнивать и анализировать возможные варианты решения, выдвигать гипотезы.Нужно уметь выстраивать отношения в коллективе, разбивая задания на маленькие вопросы и распределяя их между товарищами. Нужно внимательно слушать экскурсовода и запоминать или записывать важную информацию. Нужно учиться ориентироваться в планах помещений и картах местности. И, безусловно, проявлять умение вести себя в общественных местах.Конечно, все эти умения и навыки развиваются в школе, но олимпиада становится полигоном для испытания всего, что умеешь, и площадкой для освоения новых навыков. По-моему, это важнейшая функция данного проекта.Недаром Москву называют городом-школой. Ее развитая инфраструктура, богатое историко-архитектурное наследие, многообразие возможностей поистине становятся классами для наших ребят.- Какой результат вы увидели, наблюдая за ребятами? Что стало самым главным для них, что доказывает, что время потрачено не напрасно?- Дети сделали первые шаги в поисках себя в социокультурном пространстве. У них появились любимые музеи. Они могут выбирать парки, в которые хотят пойти, и знают, что в них посмотреть или показать друзьям.Безусловно, поиски решения заданий олимпиады требовали проявления исследовательских навыков. Сначала, в первых музеях, ребята просили классного руководителя 2-го «Ж» Наталью Валерьевну: «Дайте мне задание!» И она создавала «сеть поисковиков». К пятой-шестой поездке второклассники начали сами распределять задания, выданные сотрудниками музея. Не без ссор, обид и ревности, конечно. Но работа потихоньку стала налаживаться. Научились договариваться!Сотрудничество – одно из ключевых коммуникативных умений работы коллектива. Умение говорить и слушать, анализировать, систематизировать, классифицировать и взаимодействовать при этом со сверстниками и взрослыми – залог успешного обучения и… счастливой жизни!«Я сам», «мы сами» – это мы слышали на каждом шагу. Вызывались писать ответы и решать задачи. «Я запомнил!» – все цифры и числа, звучавшие в речи экскурсовода, легко воспроизводил Лука. «Я понял!» – это коронная фраза Егора, который выдавал ответы-умозаключения. «Я нарисую!» – вызывалась Надя выполнять задания, а друзья подтверждали: «Она нарисует!» В общем, научились проявлять инициативность и самостоятельность и объективно оценивать свои знания и умения товарищей.Ребятам не раз пришлось столкнуться с логическими головоломками, задачками на внимательность. В Зоологическом музее МГУ, например, долго пришлось выбирать, какая же из двух гигантских черепах самая большая – морская или сухопутная. Даже в ладошках пытались измерять!Выполняя задания, ребята путешествовали по своему району и по Москве, ознакомились с топонимикой города, с его культурным прошлым, приобрели знания по истории страны. Пробежали по аллеям, где бегал юный Пушкин, и теперь точно знают, что родился он в Москве и вырос в подмосковной усадьбе бабушки! Дети посетили 10 музеев и получили основы знаний по археологии, биологии, геологии, истории, литературе, космонавтике. Они пока еще многого не знают, город открывает для них себя. Именно для этого родители отправляют детей на такую олимпиаду!«Любите свой город! Вместе с Натальей Валерьевной оставайтесь отличным классом отличной школы», – такими словами заканчивается пост мамы, которая умеет ценить труд детей и учителей и понимает, чему учатся дети в Москве.Елизавета РАГОЗИНА, специалист МЦКО
Комментарии