В Центре развития ребенка – детском саду №1777 Центрального округа интеллектуальное развитие дошкольников занимает одну из ведущих позиций всего образовательного процесса.
1991 года дошкольное учреждение работает по программе «Развитие», разработанной НОУ Учебным центром им. Л.А.Венгера. Эта программа рассчитана на детей от 3 до 7 лет и направлена на развитие их умственных и творческих способностей в разнообразных видах детской деятельности (конструировании, развитии элементов логического мышления, ориентировки в пространстве и пр.). Построение развивающих занятий предполагает взаимодействие детей друг с другом и педагогом на основе диалога и активного сотрудничества.
Большое внимание в программе «Развитие» уделяется развитию творческих способностей ребенка. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном с взрослым и другими детьми процессе освоения новых способов действия, но самое главное – в формировании замыслов и их реализации.
В нашем Центре развития английский язык включен в контекст жизнедеятельности ребенка-дошкольника. Обучение языку начинается с 4 лет. Дети уже на начальном этапе накапливают ценный опыт языкового общения, знакомятся с элементами культуры своей страны и англоговорящих стран. Одной из форм работы с детьми стало использование разнообразных речевых игр и упражнений. Игра – основная форма обучения дошкольников английской разговорной речи. Игровое содержание занятий – это занимательные диалоги с опорой на наглядный материал, а также игровые ситуации с использованием сказочных персонажей.
Для детей старшего дошкольного возраста в Центре развития ребенка есть кружок «Играя, обучаюсь». Цель игр-занятий – развитие умственных способностей и творческой активности детей в процессе игровой деятельности. Они направлены на развитие логических способностей дошкольников, интереса к конструированию и моделированию, зрительной и слуховой памяти, мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения, на формирование основ диалогической и монологической речи.
Особое внимание в дошкольном учреждении отведено обучению дошколят игре в шашки, способствующей развитию ориентировки в пространстве, на плоскости, развитию суждений и умозаключений, обучающей ребенка сравнивать, обобщать, планировать свои действия, предвидеть результаты деятельности. С 2006 года команды наших воспитанников становятся призерами окружных и городских соревнований «Юный шашист» среди ДОУ системы Департамента образования в рамках программы «Одаренный ребенок».
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он становится ведущим, а в раннем возрасте – практически единственным способом познания мира. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка – склонность к экспериментированию – и есть важнейшая задача педагогов.
Ознакомление детей с окружающим миром в процессе экспериментирования начинается с раннего возраста – на игровых сеансах Центра игровой поддержки ребенка от 7 месяцев до 3 лет и в консультативном пункте для родителей и детей от 1 года, не посещающих дошкольные учреждения. Малыши с удовольствием играют с водой и бумажными корабликами, песком и спрятавшимися в нем мелкими игрушками. Под умелым руководством педагогов, незаметно для себя маленькие ученые знакомятся с разнообразными объектами, их качествами и свойствами. В помощь родителям педагогами ЦИПР и консультативного пункта разработаны методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в условиях семьи.
Начиная с 4-5 лет малыши вместе с педагогом или самостоятельно проводят опыты с водой, магнитом, воздухом, делают выводы об их свойствах, необходимости для жизни и возможностях использования, задают вопросы об интересующих их явлениях или событиях.
Большое внимание в своей работе мы уделяем взаимодействию с родителями. В течение года для них проводим консультации, мастер-классы, открытые занятия по опытно-экспериментальной деятельности. Родители, увлеченные возрастающим интересом ребенка к окружающему миру, стремятся поддержать детскую инициативу, обогатить жизненный опыт детей через проведение наблюдений, опытов и игр-экспериментирований («Подводный вулкан», «Научи яйцо плавать», «Выращивание кристаллов» и многие другие).
Полученные в ходе проведения опытно-экспериментальной деятельности навыки дошкольники в дальнейшем переносят в организацию проектно-исследовательской деятельности. В дошкольном учреждении разработаны исследовательские проекты «Моя семья», «Золотая моя Москва», «Вода – источник жизни», «Весь мир пронизан светом», «Удивительный подводный мир, или Как я полюбил воду».
Особое внимание мы уделяем творческой проектной деятельности – у нас есть совместные проекты педагогов, детей и родителей «Муха-Цокотуха», «Цирк, цирк, цирк», «Волк и семеро козлят». Это долгосрочные проекты, по реализации рассчитанные на целый год и включающие в себя блочное планирование и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и занятий художественно-эстетического цикла.
Насыщенная работа по интеллектуальному развитию дошкольников позволила повысить познавательную инициативу у дошкольников, сформировать навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Игровая деятельность детей стала более разнообразной. У детей расширились представления об окружающем мире, они приобрели навыки публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – стали внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
В ходе опытно-экспериментальной и проектно-исследовательской деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием: родители вместе с детьми выполняют опыты, посещают выставки, музеи, изучают научную литературу. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Это дает толчок к возникновению новых семейных проектов (исследовательских и творческих).
Проводимая работа в рамках пилотного проекта дала возможность педагогам постоянно находиться в пространстве поиска, что изменило их мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.
Результатом работы Центра развития ребенка – детского сада №1777 по интеллектуальному развитию стала победа воспитанников в Московском городском интеллектуальном конкурсе «Знай-ка!» в 2007 году.
Комментарии