search
main
0

Чему мы учимся друг у друга?

Детский сад – это модель будущего общества. Дети вырастут, станут взрослыми, изменится их облик, но какие-то черты характера и способы поведения в общении с другими людьми закладываются именно в детстве. Скажем, умение находить решение в конфликтной ситуации самостоятельно, не прибегая к насилию (типа «дать сдачи») или помощи взрослого, а путем рассуждения и компромиссов. Способность вступать в общение на разных языках, с представителями разных культур, обратиться к каждому вежливо, достойно, без стеснения, но и не навязываясь. При этом проигрывается целый спектр собственно речевых умений: выражение радости, сожаления, желания, приглашение, просьба, уступка, настойчивость.

Екатерина ПРОТАСОВА,доктор педагогических наук, главный научный сотрудник НИИ дошкольного образования имени А.В.Запорожца

В современном детском саду могут быть представители разных религий и люди, не принадлежащие к церкви, люди с разным цветом кожи и акцентом в речи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира – норма. Дети измеряют свое умение общаться количеством друзей, они очень рады, когда у них появляются новые друзья в других городах и странах. При наличии современных электронных средств связи можно общаться со всем миром, например, посылать в другие детские сады фотографии будней и праздников, видео, а при случае ездить друг к другу в гости.

Традиционные способы питания, особые ритуалы, как правило, представлены не в повседневной жизни, а как праздник другой культуры. Очень важно, чтобы семья поддержала стремление детского сада воспитывать в детях интерес к другим культурам и толерантность. Тогда создается атмосфера взаимопомощи, интереса к другому человеку, терпимости к его особенностям. Общие принципы воспитания в детском саду и семье должны быть обговорены при взаимном уважении сторон, без оценок правильности или неправильности традиций и обычаев.

Ни в коем случае не следует подчеркивать исключительно традиционный образ жизни, чтобы не создавать впечатления об отсталости представлений о мире каких-то народов: все современные дети в той или иной форме имеют доступ к компьютеру, находятся в курсе глобальных изменений в обществе.

Толерантность имеет разные формы проявления: на уровне доброжелательности, внимания к нуждам и заботам инофона, включения его в общие занятия и развлечения группы, демонстрации правил поведения как ему, так и другим детям в группе. Несмотря на то что дети, плохо владеющие русским языком, требуют особого отношения, воспитатель не имеет права забывать о русскоязычных детях, лишать их индивидуального подхода. Все это вместе обычно способствует оптимальной интеграции ребенка в русскоязычную среду.

Толерантность оказывается связующим звеном современного общества: если с детства не воспитать уважение к чужому и своему, то альтернативой оказывается только неудовлетворенность, заниженная самооценка, агрессивность и неуважение к личности. Толерантность складывается из мелочей – мы одна группа, независимо от того, кто в нее входит. Мы ждем того, кто бегает медленнее, и не попрекаем его этим. Мы считаем, что праздник – это хорошее настроение, улыбки, а не дорогое платье, в котором нельзя двигаться.

Первое время ребенку трудно, многим детям-инофонам требуется присутствие близкого взрослого. Однако это не может считаться правилом: некоторые дети четко различают «язык дома» и «язык дошкольного учреждения», принимают детский сад вместе с его правилами, а в нем присутствие родителей – исключение. Овладение русским языком начинается с простых слов, обеспечивающих жизнедеятельность, затем идут способы выразить желание или нежелание что-то делать, затем организационные моменты, типичные ритуальные, рутинные фразы, их вариации, основная лексика дошкольного возраста. Интеграция русского языка с другими видами детской деятельности обеспечивает возможность построения детьми собственных инициативных высказываний в постоянно изменяющихся условиях общения, то есть обеспечивает возможность развития именно коммуникации на изучаемом языке.

Культурная компетентность в плане толерантности может быть сформирована, в частности, на занятиях по ознакомлению с окружающим: в них подчеркиваются объединяющие моменты, каждому ребенку вне зависимости от степени владения языком обеспечивается возможность участвовать в занятии и усвоить его основное содержание; детей знакомят с различиями в культурах, но показывают, что главное – внимательное отношение друг к другу.

Чтобы существенным образом изменить в положительную сторону интерэтнические отношения, важно, чтобы дети с раннего возраста приучались интересоваться культурой соседей без любопытства, но с пониманием, спокойно и адекватно относились к национально-обусловленным различиям во внешнем виде, поведении, произношении.

Как показывает опыт, этого можно достичь, если:

– воспитатели знают о культуре детей, посещающих дошкольное учреждение;

– детей знакомят с особенностями жизни народов России и мира, например, при помощи таких проектов, как «Гора самоцветов» студии «Пилот» или «Путешествие в Страну сказки» фирмы «Союз Видео»;

– детям читают переводную литературу, рассказывающую о жизни детей разных народов;

– в детский сад приглашают выступить артистов или рассказать о своем народе родителей;

– устраивают дни национальной кухни, проводят праздники разных народов, одеваются в национальную одежду;

– посещают исторические, художественные, этнографические музеи, выставки прикладного искусства, дающие возможность узнать о жизни людей разных национальностей;

– переписываются с детьми разных национальностей, собирают материалы о жизни современных детей в разных уголках мира.

То, чему ребенок учится с детства, становится близким и понятным ему на всю жизнь. Изучая другие языки, мы не теряем, а обретаем себя и свое место в мире.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте