Воспитателю и учителю дана власть над душой и судьбой вверенных его попечению растущих людей.Надо помнить, что власть эта велика и потому опасна возможностью злоупотребления ею или невежественного ее употребления. Когда это забывается, независимо от наших благих намерений творится тихое зло. Вырываясь наружу, оно застает нас врасплох: «Откуда?.. Почему?.. Ведь мы хотели только добра для них…» Воспитателю и учителю принадлежит право судить, казнить, миловать, оценивать, характеризовать, отбирать, поощрять, разрешать – не разрешать… Учитель – маленький диктатор в масштабе классной комнаты. Слишком долго эта функция была учителю негласно предписана, даже освящена авторитетом «науки», и горе тому, кто от нее отклонялся. А теперь возьмите в расчет колоссальную инерционность социально-психологических процессов, воспроизводимость истории, и вы увидите, как нелегко изживать зло. Тем более что по сей день нет академической свободы, а вместе с ней и ответственности за качество своей продукции, эффективного контроля за всем происходящим, и общественного интереса.
Наши учебники по всем предметам преимущественно догматичны: в них излагается некая придуманная «истина в последней инстанции», в то время как наука есть мировая дискуссия, и ввести в науку – значит ввести в эту дискуссию, иначе «просвещаемые» отделяются стеной от подлинно культурной, идейной, духовной, научной жизни страны и мира.Несмотря на спорадические попытки установить так называемые межпредметные связи, каждый учитель устремляет детей к изучению основ своей науки, вполне отдельной от других. Из суммы уроков школьник выносит мозаичный конгломерат самодостаточных сведений, а не видение мира, хаос, а не мировоззрение, почти беспомощность в решении сложных задач жизни, требующей творчества и компетентности. Отрывочные сведения о том и сем не готовят к труду, к жизни.Способ образования невольно приспосабливается к спросу на свою продукцию. Отсюда в школах разгул нетерпимости, неискренности и клановой «этики», жестокости, сановного хамства, грубости и безразличия.Школьники слишком часто выходят из учебного процесса обедненными и опустошенными, поскольку формальная и далекая от жизни учеба лишает их свободной игры физических и душевных сил, игры, без которой нет человека. Школьная действительность приобретает по отношению к детям, к их внутренней – личностной и групповой – жизни все более увеличивающуюся с годами самостоятельность. Школа потребляет время, то есть собственно жизнь своих питомцев, не заполняя ее свободным развитием их способностей. Человеческая сущность растущего человека приносится в жертву внешним целям, в то время как личностное развитие должно быть на самом деле абсолютной целью хорошей школы.Дети отчуждены и от реального процесса общественной жизни, их участие в ней неуследимо и неэффективно. Наша школа – концентрированное выражение «мнимой коллективности»: ребенок не столько живет в школе, сколько отбывает повинность за свою невзрослость, поэтому в школах нет цельного, единого коллектива. Стало быть, такая школа не служит моделью плодотворного взаимодействия различных поколений, усугубляя извечное противоречие между отцами и детьми.Между тем школа признана научить сотрудничеству всех со всеми и детей с взрослыми тоже, ибо иначе грабители, бандиты будут по-прежнему владычествовать над миром, с таким трудом и так медленно обучающимся самоуправлению, в котором, собственно, и заключено спасение человечества. «Затемняющее» образование всегда состояло и ныне состоит в принуждении учащихся к усвоению ими чуждой и отдаленной от них информации в виде готовых ответов на вопросы, навязываемые учебником и учителем. «Педант-преподаватель, вся деятельность которого сводится к внушению готовых ответов, готовых схем решения задач, тем самым не только не развивает у своих учеников ума, но и способствует тому, чтобы этот ум заснул, атрофировался и там, где он уже независимо от него существует, – писал замечательный философ и публицист Э.Ильенков – Тем самым педант воспитывает не мыслящих людей, а занимается расширенным воспроизводством нового поколения педантов, то есть людей, знающих все, что им внушили, но неспособных самостоятельно научиться чему-либо новому». Что этим достигается? Подготовка новых поколений к отправлению по преимуществу исполнительских функций. А культуры, творчества, истинного мировоззрения и критического мышления пока, к сожалению, и в помине нет. Борис БИМ-БАД, академик РАО
Комментарии