Чему и как обучать потенциально или реально одаренных детей? Этот вопрос был и остается одним из главных в рамках организации работы с проявленной или потенциальной одаренностью в школе. Представьте себе такую ситуацию: у вас обучаются Саша Пушкин, Лева Толстой и Дима Менделеев. И вы знаете, что это будущие гении. Что кроме базовых школьных предметов вы готовы предложить каждому из них? Чем вы можете увлечь конкретно Сашу Пушкина, острого на язык, явно гиперактивного, с дефицитом внимания ученика 5-го класса, хронически неуспевающего по математике?
Кто-то скажет, что это фантастика. Ну а если нет? Что тогда должен предпринять педагог, чтобы его деятельность реально и позитивно отразилась на творческом будущем этих учеников? Повышать их познавательную активность? Творческость? Воображение? Но это как раз то, что у них в избытке, как говорится, от природы!То, что вы прочтете ниже, не ответ на поставленный вопрос, а скорее приглашение к совместному обсуждению результатов, которые были получены педагогами и психологами лицея №1557 за более чем 20 лет работы в сетевом проекте «Школа сильного мышления» (руководитель Белехов Ю.Н.) с группой ученых ИП РАН (д. п. н., проф. Холодная М.А.) и ПИ РАО (д. п. н. Богоявленская Д.Б.).С самого начала нас не устраивала ситуация, при которой содержание всей работы с одаренными детьми сводилось к диагностике высоких академических способностей, автоматически делающих их обладателей «выдающимися», и дальнейшему взаимодействию только с ними. Точнее, к подготовке только отлично успевающих ребят к участию в интеллектуальных соревнованиях (олимпиадах, марафонах), конференциях, реже – к той или иной форме проектно-исследовательской работы.Дело в том, что даже если бы в качестве главной цели мы выдвигали развитие академических или общих интеллектуальных способностей, то чего же мы достигали в рамках такой деятельности в действительности? Если честно, то лишь подтверждения своего высокого рейтинга. Это очень напоминало спорт высоких достижений. Небольшой группе ребят это гарантировало поступление в престижные вузы. Но при этом целенаправленное развитие талантливой личности в каждом ребенке либо было не главным, либо вообще не ставилось как цель.Мало что изменило и внедрение на всех уровнях образования проектной деятельности. Идея хорошая, однако инновационной ее не назовешь, ведь ей уже более 100 лет. И хотя в ней есть, безусловно, свои плюсы, но и в этом случае не получается адресного развития личности творца. К сожалению, самого потенциального творца далеко не всегда спрашивают о желании выполнить именно этот проект. А сами проекты делаются в лучшем случае с родителями, хотя ничего плохого в этой совместной деятельности нет (ну а в самом худшем случае берутся из Интернета).Итак, время шло, а вопрос оставался: стоит ли вовлекать в обезличенную проектно-исследовательскую деятельность, а тем более в олимпиадные соревнования будущих Пушкиных или Лермонтовых, не опасаясь, что мы их потеряем? Кроме этого, педагогический опыт подсказывал, что проявить талант могут и ребята с отнюдь не выдающимися способностями, те, на кого мы часто не обращаем внимания. А они живут и развиваются по собственным правилам и законам.Ответы на все эти вопросы нам удалось получить, проанализировав многолетние результаты наших ребят – участников зеленоградского открытого фестиваля интеллектуального творчества «Зеленый шум» (2001-2014 гг.). Его идейным вдохновителем был руководитель лаборатории развития общих способностей, заместитель директора ИП РАН, профессор, доктор психологических наук В.Н.Дружинин. Он предложил развести творческие задания не только по предметам, но и по стилевым предпочтениям. И оказалось, что независимо от возраста (а возраст участников от 6 до 23 лет) и академической направленности заданий человек не только выбирал, как ему казалось, оптимальное для себя творческое задание, но и предпочитал определенный (свой) стиль его решения! Другими словами, было установлено, что стилевая (авторская) стратегия познания действительности у творчески талантливого человека всегда своя, и, как правило, одна. Он ей не изменяет! Это как в спорте – кто-то предпочитает марафонские дистанции, кто-то – спринт. Другими словами, стало очевидным, что творческий талант имеет высокий шанс раскрытия и реализации, когда внешние и внутренние условия совпадают.Учитывая это, мы приступили к исследованию связи раннего раскрытия в потенциально одаренных детях индивидуальных оптимальных стратегий познания действительности со становлением будущей талантливой личности.В процессе этой работы стало ясно, что одаренность только тогда способна проявиться и реализоваться, когда индивидуум, «как ключ, вставленный в свой замок», имеет возможность проявить присущую ему познавательно-стилевую стратегию в соответствующей среде. Но если круг возможностей ограничен, то и шанс реализации своего таланта будет иметь лишь небольшая часть одаренных людей.В познании человеком действительности задействован некий комплекс когнитивных способов, но индивидуально оптимальным (если не считать случайный успех) будет, как правило, тот вариант их сочетания, который обеспечивает наиболее эффективную реализацию индивидуально-стилевой стратегии познания. Эти варианты как эффективные стратегии, вероятно, были закреплены эволюцией генетически в качестве реализации механизма исследовательского поведения человека.Мы предполагаем, что в сознании отдельного индивида имеется оптимальная для него предопределенная познавательно-стилевая стратегия взаимодействия с действительностью. И обнаружить ее можно уже в 4-6 лет! Наши дальнейшие наблюдения позволили свести разнообразные стратегии познания действительности к четырем познавательно-стилевым вариантам.1-й вариант. «Гармонизаторы бытия». Это дети с очень рано проявляющимся стремлением к самостоятельному (авторскому), оригинальному (хотя и наивному) формулированию общесмысловой сути интересующей их действительности. Им присуще не всегда осознаваемое особое эстетическое чувство гармонии, позволяющее не только стремиться, но и удивительно просто и точно интерпретировать действительность. Можно предположить, что к этому варианту наиболее близки были в детстве Пушкин, Моцарт, Ника Турбина, Надя Рушева и другие рано проявившие себя дарования.В рамках фестиваля «Зеленый шум» такие дети наиболее охотно принимали участие в проектно-творческой деятельности в рамках турнира «Сказочники и фантазеры».2-й вариант. «Философы». Таких детей тянет к уточнению сути бытия, а характерной познавательно-стратегической чертой детей-исследователей, а такими в детстве были И.Кеплер, Б.Паскаль, И.Ньютон, Н.Бор, В.Вернадский, А.Чижевский и др., является постоянное стремление к преобразовательному осмыслению некой общепринятой точки зрения. Это теоретики, обосновывающие принципиально новое.Такие дети среди участников фестиваля «Зеленый шум» больше всего любили турнир «Детективы» (начальная школа) и «Сократовские диалоги» (среднее и старшее звенья).3-й вариант. «Экспериментаторы». Их страстью является возможность доказательства истинности полученных знаний. Для детей этого варианта оптимальным способом является процесс организации эксперимента, доказывающего обоснованную правоту их точки зрения на действительность. Такими любознательными детьми-экспериментаторами были Г.Галилей, М.Ломоносов, Э.Резерфорд, Н.Вавилов, И.Павлов и др.Дети этого варианта в нашем фестивале охотно принимали участие в турнирах «Я исследователь», «Убеди меня! (УМ)».4-й вариант. «Изобретатели, создающие новую действительность». Детям этой группы присуще стремление создавать своими руками «недостающее звено в информационно-функциональной цепи реальности». Такими в детстве были А.Экзюпери, Д.Менделеев, Н.Пирогов, Н.Тесла, Т.Эдисон, А.Туполев, А.Королев и др. Характерной их особенностью является проницательность, которая реализуется в конкретной деятельности. Они, как правило, красиво решают сложные математические задачи, отличаются смекалкой и выбирают направления, связанные с необходимостью улучшать реальность.Любимыми турнирами для таких детей были «Ритм Зеленограда» и «Ярмарка НТТМ», где они с головой уходили (и успешно решали) ТРИЗовские задачи.Содержание работы с одаренными детьми, учитывающее их познавательно-стилевые стратегии, с нашей точки зрения, заслуживает самого пристального внимания, так как является оптимальной педагогической технологией раннего проявления их интеллектуально-творческого потенциала. При этом становится реально возможным достижение поставленной перед системой образования цели – развития в детях творческой личности.Кроме того, становится возможным решение еще целого ряда задач психолого-педагогического сопровождения таких детей:- минимальная – ознакомить значительное число потенциально одаренных детей с основными продуктивными стратегиями и правилами деятельности в ситуациях незнания (решение творческих задач);- желательная – вызвать внутренний интерес к углубленному изучению школьных дисциплин как способу самостоятельного познания мира, возможности использования системных подходов при проведении познавательно-исследовательской деятельности;- перспективная – определить подходящие для данного обучающегося стратегии исследовательских работ, позволяющие ему проводить самостоятельное исследование;- идеальная – помочь ребенку самоопределиться в выборе достойной жизненной цели и путях ее достижения.Татьяна ГРАБАРНИК, директор лицея №1557, кандидат исторических наук;Юрий БЕЛЕХОВ, старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, кандидат медицинских наук
Комментарии