Образование и атмосфера в современных школах сегодня вызывают беспокойство большого числа родителей. Оно обусловлено как значительным количеством времени, которое дети тратят на обучение, так и отношением самих детей к школе (нередки случаи, когда ребенок не хочет туда идти – из-за несплоченности коллектива и чувства одиночества). Подчас обеспокоенными и растерянными оказываются также учителя, не зная, что делать с детским хамством. В старших классах школьники не всегда могут определиться, нужно ли им ЕГЭ, и родители не в состоянии помочь им в этом.
Все это приводит многих к ощущению хаоса в образовательной среде. В итоге в семье принимают необдуманные решения: нанимают репетитора по тем предметам, которые дети плохо понимают, или переводят в другую школу. В попытках выйти из этой хаотичности все чаще родители интересуются альтернативными вариантами обучения и создают семейные классы.
Ситуация описывает, к сожалению, не единичные примеры. Специалисты считают ее весьма распространенной. Именно поэтому важно разобраться, как создать в школах творческую познавательную среду, чтобы учиться было действительно интересно. О своем видении решения этой задачи рассказали эксперты по вопросам педагогики и психологии на видеовстрече для всех, кому актуальна тема образования и воспитания детей. В беседе участвовали научный руководитель проекта «Русская классическая школа», кандидат психологических наук Надежда Храмова, врач-психотерапевт, национальный тренер Профессиональной Психотерапевтической Лиги России Екатерина Сокальская и профессор Академии геополитических проблем, писатель и общественный деятель Александр Усанин.
Эксперты отметили: как правило, проблемы в школе возникают по причине неосведомленности части педагогов и родителей. Существуют полезные для образования ребенка моменты, о которых многие просто не догадываются. Между тем, все гениальное просто, и многое уже выработано педагогической практикой. Например, стоит обратить внимание на особенности тонкоординационнной деятельности и психики ребенка, вспомнить о классических школьных учебниках, где информация давалась просто и доступно: в них были сильны межпредметные связи и четко прослеживалась связь с реальной действительностью. Как следствие, у тех, кто учился по таким учебникам, не возникало вопроса «зачем мне нужны эти алгоритмы, синусы-косинусы и законы физики».
Что важно учитывать в методиках обучения
В качестве примера известного метода, основанного на особенности детского организма, которую необходимо учитывать при обучении детей в младших классах, приводится энергосберегающая технология Владимира Базарного – русского ученого, врача и педагога-новатора. Как поясняет Александр Усанин, многих удивляет, что ребенок, который долго бегает и прыгает во дворе, не устает так, как после школы, когда он похож на выжатый лимон. Оказывается, что в течение первого года обучения в школе у 30-40% детей происходят стрессы. Казалось бы, какой может быть стресс в первом классе? Однако есть факторы, которые действительно его вызывают. Как выяснили ученые, самой энергозатратной деятельностью является тонкокоординационная. И когда дети в прошлом пользовались перьевой чернильной ручкой, они не перенапрягались. После написания нескольких букв приходилось обмакивать перо в чернила – рука в это время отдыхала. Сейчас в школе пишут шариковой ручкой – дети находятся в непрерывном напряжении, в итоге 20 минут непрерывного письма для ребенка равносильны разгрузке вагона для взрослого. За это время у школьника происходят мышечные спазмы, которые влияют на нервную систему. В советское время проводились масштабные исследования, которые выявили, что дети, пишущие перьевой ручкой, болеют на 37% реже тех, кто пишет ручкой другого типа. Для этого специально наблюдали за двумя группами школьников, которые использовали два разных типа ручек. Эта особенность объясняется также с точки зрения психики. По словам Екатерины Сокальской, «жизнь человеческого тела проходит в ритме напряжение – расслабление». В процессе письма перьевой ручкой предельная концентрация длится несколько секунд, когда чернила заканчиваются, наступает расслабление – таким образом соблюдается природный ритм «напряжение – расслабление». Владимир Базарный доказал, что если ребенок титанически напрягается длительное время, он «выгорает», он уже не синхронизирован со своей естественной природой. При отсутствии естественного ритма «напряжение – расслабление» происходит глобальное выгорание в психике. Без естественной синхронизации с миром после потери ритма он остается «наедине с собой». По мнению психотерапевта, педагогика и психология в наше время оказались в патовой ситуации, потому что нарушается естество. В таких условиях востребованной оказывается фармакология.
Екатерина Сокальская напоминает также, что ранее Владимир Базарный настаивал на важности осанки, прямого позвоночника. Позвоночник – это «антенна», которая позволяет правильно функционировать головному мозгу (это подтверждают результаты ЭЭГ). Поэтому было время, когда в школах использовали конторки для письма стоя, парты были наклонными, чтобы не приходилось наклонять голову так, как во время работы за прямой партой. Это позволяло охранять не только осанку, но и баланс психической системы ребенка. Когда он нарушается, школьник начинает нервничать, ерзать – в итоге мы сталкиваемся с синдромом нарушенного внимания.
Школа занимает важное место в жизни, ребенок проводит в ней большую часть времени. Поэтому она должна не только учить, но и воспитывать, для этого необходимо совпадение культивируемых в ней ценностей с семейными. По мнению Екатерины Сокальской, сегодня страна заболела идеей раннего развития. Мало кто понимает, что такое настоящее ранее развитие – в итоге в ребенка пытаются «загрузить» огромное количество информации, которое не выдерживает его психика. Поэтому стоит вернуться к классике и вспомнить имена хотя бы некоторых известных педагогов: Шалвы Амонашвили, Владимира Базарного и Михаила Щетинина. Так, в уникальной образовательной системе Щетинина, признанной ЮНЕСКО одной из лучших в мире, родственные предметы связаны – химия и ботаника, биология. Вместе преподаются также математика и физика, русский язык и литература. И детям там очень нравится учиться, потому что они постоянно сами совершают открытия. Система создает для этого все условия. В том числе в ней в определенный период разделяют мальчиков и девочек – по причине особенностей их формирования. Считается, что совместное обучение на предметах, которые требуют концентрации, может воспитать неправильное отношение к противоположному полу, тем самым подорвать традиционные семейные ценности.
Куда двигаться
Чтобы понимать, как уйти от того, что не нравится, надо представлять себе цель, которой хочется достичь. Поэтому важно найти ответ на вопрос, какой все-таки должна быть школа. Отвечая на него, научный руководитель проекта «Русская классическая школа» Надежда Храмова отметила, что школа должна задействовать все три главные сферы ребенка: не только интеллектуальную, но также эмоциональную (которая требует пищи и удовлетворенности) и волевую. Волевая сфера провоцирует желание ребенка стать самостоятельным, нужно помогать ему в этом. Образовательной системе необходимо увидеть главное: ребенку надо стать целостной личностью – с развитым интеллектом, глубоким чувством и сильной волей и самостоятельностью. Тогда педагоги в начальных классах, используя свои знания, смогут формировать у детей радость обучения. По словам Надежды Григорьевны, движущая сила обучения – это вовсе не «некомпетентность» школьника в современном мире, как написано во многих учебниках педагогики, а любовь и внимание со стороны взрослого, а также доверие со стороны младших. Когда в центре внимания будет ребенок с его характеристиками, тогда появятся и соответствующие методики, и взрослый станет старшим другом (где надо – авторитарным, в одних случаях советчиком, в других – утешителем, «вразумителем»). Как отметила Надежда Храмова, на заседаниях по образованию в Госдуме представители Минпросвещения часто говорят о количестве средств (триллионов рублей), которые выделяют на покупку компьютеров. Однако невозможно уровень развития образования измерять количеством денег на покупку техники. Важнее обратить внимание на другой его аспект: следует посмотреть на то, что ребенку, несмотря на наличие компьютеров, в школе психологически некомфортно. Об этом говорит низкая мотивация к учебе большого числа школьников сегодня. Резюмируя, можно сказать, что школа должна быть такой: поддерживающей, развивающей чувства и самостоятельность в начальных классах, дающей широкие возможности в средней школе, и очень точно ориентирующей в старшей школе. В итоге педагогам предстоит воспитать самоценную личность – человека, который будет ценен сам для себя. Тогда он будет ценен и для общества. Именно вокруг этого нужно выстраивать методики, особенности учебного процесса, внеурочной деятельности. Поскольку во многих школах о таком подходе говорить не приходится, то у родителей остается только один выход: создавать параллельное образование.
Про учебники
Причиной тому среди прочего является отсутствие в школе хороших учебников. Таковыми, по мнению Надежды Григорьевны, являются те, которые основаны на отечественных традициях классической школы, на дореволюционных принципах педагогики. Учебники, даже если они созданы не Константином Ушинским, но вышли в свет до 1965 года, базируются на принципах этого уникального русского педагога. Как отмечает Екатерина Сокальская, сравнивая современный учебник по окружающему миру с пособием русской классической школы, ранее была логика перетекания одного предмета в другой. Материал так понятно подавался, что ребенок осознавал: учиться – это легко и интересно.
Такие учебники не нагружены «новомодными знаниями», поэтому сегодня могут казаться очень простыми. Но в этой простоте – фундаментальная сила. Сегодня родитель с тремя высшими образованиями, открывая современный учебник своего ребенка, вынужден прикладывать усилия, чтобы понять, что именно в нем написано. В « Педагогической опупеме» Николая Курдюмова очень точно показано, как дети в учебниках не понимают половины слов и смыслов. Мозг такие «непонятности» проскакивает. Простота прежних учебников давала ребенку глубину усвоения материала, поскольку информация изложена логично и последовательно, она привязана к тому, что окружает ученика в реальной жизни. Это понимание приводило школьника к внутренней расслабленности и отсутствию сегодняшнего стресса. Родителям сегодня важно не дать себя обмануть идеей скоростного развития. Надежда Храмова касательно этого подчеркнула: результаты образования по учебникам классической школы показывают, что уровень развития навыков по всем предметам на порядок выше. Так что в их простоте содержится выверенная методология. Начальные классы, которые занимаются по советским учебникам, сегодня на голову опережают результатами остальных школьников. И в средней школе они еще года три «катятся» как по маслу на этих знаниях.
Екатерина Сокальская отметила еще один любопытный факт: классические учебники хороши не только изложением материала, но и тем, что в таких пособиях, как правило – черно-белые картинки. Разглядывая их, ребенку приходится фантазировать, рассматривать изображение внимательно. Русская классическая школа сохранила красоту и логику.
Стоит ли бояться свободного времени ребенка
Известный психотерапевт также обратила внимание родителей на то, что им надо перестать бояться свободного времени своих детей и низкой загруженности. Психика ребенка стремится к познанию и ищет себе такой вид активности, который ее раскрывает. Родителю просто нужно занять по отношению к ребенку хорошую наблюдательную позицию – идти за ним. И те виды деятельности, которые сегодня не в моде (пилить, строгать, печь, собирать конструктор, рисовать в свободное время) и в понимании родителей не вписываются в интеллектуальную сферу, создают базовые инструменты, с помощью которых ребенок будет учиться. Советское образование строилось на том, что начальная школа и садик готовят к обучению. После них ребенок выходит в среднюю школу вооруженным вниманием, умением следовать за своим импульсом, прилагать усилия, чтобы продвинуться туда, куда потянуло. Родителям надо перестать бояться ЕГЭ в 11 классе и по этой причине нагружать его интеллектуальными кружками и репетиторами. Нужно обращать первоочередное внимание на то, что происходит с ребенком здесь и сейчас. Не перегруженный ребенок, не вовлеченный в гонку познания, получивший базовые знания от хорошего, размеренного педагога, начинает понимать, как устроен мир вокруг. Это дает ему радость открытия, которая становится движущей силой познания. Ее нельзя убивать, потому что тогда придется самим создавать искусственную мотивацию для ребенка: мотивировать учиться, мотивировать наводить порядок в доме, мотивировать быть хорошими людьми. А это, как говорит Екатерина Александровна, страшно, потому что мотивированный человек будет хорошим только тогда, когда ему выгодно, в остальных случаях останется таким, какой есть.
Родителям стоит честно ответить себе на 2 вопроса: сколько у ребенка свободного времени и насколько он понимает то, чем занят – зачем ему нужны эти занятия, что они дают; и как активно он в них участвует. Соотношение должно быть 40% на 60%. То есть 40% времени ребенок должен находиться в образовательном процессе и 60% тратить на то, чтобы усваивать полученные знания, применять их, пробовать переводить их в свои игры, что-то откладывать на потом. Нужно учесть также, что маленькие дети – это впитывающий разум, в их мозге еще нет фильтров. Поэтому если на ручках взять малыша в Эрмитаж, где он увидит, что мама была в музее от чего-то в восторге, если он ощущает и познает разные запахи, вкусы в путешествии с родителями – стимулируется его сенсорная сфера. Эти впечатления «загружаются» в психику и позднее тоже формируют основы познавательной сферы, они могут приходить в качестве воспоминаний (музыка, язык, сказка). Язык пушкинских сказок, прочитанных младенцу, впитывается им. И позднее появляется познавательный интерес – «про что» было это красивое и сказочное. Ребенок захочет, чтобы ему объяснили, показали, и радуется, когда понимает. Эту радость необходимо сохранять. В классической педагогике она была сохранна: любознательность и интерес ребенка к миру берегли и стимулировали. И, как подчеркивает Екатерина Александровна, результатом являлась огромная созидательная активность молодых людей, ученых. Страна быстро двигалась в области созидания нового. Необходимо развивать в детях творчество. Созидающий человек любит жизнь, он не бывает эгоистичным и агрессивным.
Резюме
- Педагогу важно понимать, что к каждому ребенку можно найти ключик, сделать так, чтобы каждый верил в себя. Это возможно, когда школьник будет понимать то, чему его учат, осознавать значимость и необходимость этих знаний. Радость понимания – это движущая сила. Гонка за знаниями эту силу убивает.
- Чтобы прийти к такому пониманию образования, нужно поменять многое в современной школе. Для этого нужна политическая воля. Чтобы она была, необходимо сформулировать общественный заказ.
- Дошкольников следует не готовить к школе, а помогать эмоционально осваивать им окружающий мир и делать открытия, учить осознавать свои эмоции и помогать переживать их, поддерживать их природную тягу к познанию.
- Что именно должна делать школа? Начальная школа – поддерживать интерес к познанию, развивать чувства и самостоятельность, средняя школа – предоставлять широкие возможности для реализации потенциала и применения знаний. Старшая школа – точно ориентировать в направлении конкретной области знаний и профессиональной заинтересованности.
Комментарии