search
main
0

Чему и как учить сегодня. Педагогу трудно в одиночку вести битву за память

Совсем недавно мы отметили юбилей Великой Победы. Все меньше с нами ее творцов, все дальше те огненные годы, все сильнее искушение горе-фальсификаторов и псевдополитиков очернить нашу память. Ставший историческим фактом еще шесть с половиной десятилетий тому назад величайший подвиг нашего народа, спасшего мир от фашизма и его ужасов, требует не только дальнейшего научного осмысления, но и тщательной защиты от осквернения и забвения. Современное общество ответственно в этом не только перед живущими ветеранами (дай Бог им крепкого здоровья на долгие годы!) и перед миллионами погибших в самой кровавой бойне в истории человечества, но и перед истиной. Исходя из этих принципов и может оцениваться миссия нынешнего поколения российских учителей истории, призванных нести молодым россиянам правду о Великой Отечественной войне.

Если оценивать роль и место Великой Победы, то справедливо утверждать, что разгром фашизма – это не просто выдающееся военное достижение, но и ключевой момент в становлении и сохранении культуры российского народа, факт, придающий великий исторический смысл самому существованию нашего народа, подтверждающий его уникальный гуманистический характер. Любовь стала главным источником Великой Победы. Как писал в очерке «Наука ненависти» Михаил Шолохов: «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков».

Комментарий «УГ»На плечах учительства огромная ответственность перед теми, кто имеет полное право с нас спрашивать, – перед ветеранами, спасшими мир для нынешних поколений.История – это коллективная память народа, основа его самосознания и культуры. Смысл существования народа, по словам академика Дмитрия Лихачева, состоит именно в создании его собственной уникальной и самобытной культуры, ее сохранении и передаче наиболее значимых ценностей новым поколениям.

Артур ЛУЦИШИН, кандидат исторических наук, учитель истории школы №887, Москва

Один из соавторов Победы, знаменитый английский премьер-министр Уинстон Черчилль, однажды заметил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам приходится только мечтать». Речь, очевидно, шла о том, что именно учителя истории одни из немногих решают задачу формирования национального самосознания, чувства гражданственности и патриотизма у новых поколений. В этой связи трудно переоценить значимость роли, которую играет изучение Великой Отечественной войны в школе.

Вместе с тем ситуация, в которой находится в настоящее время преподавание курсов истории России в 9-х и 11-х классах, далека от безоблачной. Впрочем, не следует излишне нагнетать обстановку – она, безусловно, гораздо лучше положения, характерного для исторического образования 90-х годов прошлого века. Именно тогда, в условиях крушения союзной государственности и демонстративного отказа от преемственности политических и идеологических основ советского строя в обновляемой России, был нанесен удар колоссальной мощи по гражданским и патриотическим чувствам россиян. Особенно трансформировалось восприятие войны у молодого поколения. У него так и не сложилось то особое трепетное отношение к событиям и людям военных лет, прививавшееся прежним поколениям наших соотечественников всей силой советской пропаганды и агитации, пусть даже с перегибами и отходом от исторической правды.

В итоге для поколения школьников 90-х, то есть тех, кому сейчас за двадцать, Великая Отечественная война нередко просто эпизод истории страны, не менее и не более значимый, чем, к примеру, Семилетняя или Северная война. Вина ли в этом школьных учителей истории? Думаю, она есть, но следует понимать, что прежде изучение войны для ребенка не ограничивалось только школьными уроками, а начиналось с раннего детства и практически не прерывалось, так как школьник находился в особой социокультурной среде, где все – художественные и телефильмы, книги, музейные экспозиции, культурно-массовые мероприятия и, наконец, уроки литературы – постоянно напоминало ему о великой исторической важности недавней войны. Начиная с 90-х годов ситуация радикально изменилась.

Можно выделить сразу несколько факторов, резко затруднивших преподавание истории Великой Отечественной войны. Среди них, к примеру, резкое сокращение количества часов, отводимых на изучение важнейшего этапа новейшей истории Отечества, долгий переходный период создания адекватных сегодняшним культурно-историческим и идеологическим реалиям школьных учебников, значительное уменьшение новых качественных произведений искусства на военную тематику, да и само по себе отдаление событий Великой Отечественной войны в глубь времени тоже нельзя не учитывать.

Сегодняшняя школа в изучении истории Великой Отечественной войны стала до некоторой степени заложником именно тенденций прежних лет. Главная проблема, почти неразрешимо стоящая перед современным педагогом, – это острая нехватка времени для качественного изучения с детьми сюжетных перипетий и многомерных процессов, составляющих сущность Второй мировой и Великой Отечественной войны. Напомню, что при наличии 2 часов истории в неделю, с учетом необходимости преподавания курса Всеобщей истории в объеме хотя бы 24 часов в год, на освоение сложнейшего и интереснейшего новейшего периода отечественной истории, то есть истории России ХХ века, остается около 44 часов, а в реальности и того меньше. Учтем, что тема «СССР в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 годы» – одна из семи-восьми составляющих курса истории России ХХ века.

Выходит, что на изучение всей проблематики Великой Отечественной войны и Второй мировой войны у учителя и его воспитанников имеется максимум 6-7 уроков. В этом жутком цейтноте учителям приходится демонстрировать буквально чудеса организации учебно-воспитательного процесса, для того чтобы учащиеся все же осознали место и роль этого судьбоносного для нашего народа и всего человечества события. И тем не менее упреки в адрес школьных учителей продолжают звучать. Скажем, на прошедшей в апреле 2010 года в Московском доме журналистов замечательной научно-практической конференции, посвященной проблемам фальсификации истории Великой Отечественной войны, на трибуну поднялся вузовский преподаватель, фронтовик, ветеран войны и с болью в голосе обратился к присутствующим: «Чему же вы, школьные учителя, все-таки учите сегодня?» Очевидно, что на плечах учительства огромная ответственность перед теми, кто имеет полное право с нас спрашивать, – перед ветеранами, спасшими мир для нынешних поколений.

А ведь современные дети, к сожалению, вынуждены черпать знания о Великой Отечественной войне из крайне сомнительных источников. Компьютерные игры, где ребенок на свое усмотрение выбирает, командовать ли ему советскими войсками, военными формированиями союзников или же стать на время нацистским полководцем. Фильмы последних лет, одни названия которых вызывают шок у людей, знающих правду о войне. Телевизионные передачи, авторы которых в погоне за сенсациями не гнушаются ложью и провокациями. Или вполне, казалось бы, полезное печатное издание «Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 3. История России. ХХ век» популярной серии «Аванта+», вышедшее в 1996 году. Тема «Военные годы. 1939-1945» представлена следующими статьями: «СССР во Второй мировой войне», «Георгий Жуков», «Андрей Власов», «Переселение народов». В одном ряду великий полководец и предатель. Какие чувства и мысли формируют у юного читателя подобный отбор тем и их формулировка?

Справедливости ради стоит отметить, что в последние годы (причем только в последние) школа получила наконец достаточно качественные учебники по истории России. На их страницах приводится научно выверенная хронологическая последовательность событий Второй мировой войны, представлен взвешенный анализ важнейших процессов, приведших к началу войны, дана характеристика деятельности известных советских военачальников и политических деятелей, отведено место оценке трудового подвига тыла, партизанского движения, советской дипломатии. Среди создателей школьных учебников последнего поколения стоит выделить тех авторов, учебники которых наиболее востребованы в московских и российских школах, – А.А.Данилова и Л.Г.Косулину, Н.В.Загладина, С.Т.Минакова и С.И.Козленко, А.Ф.Киселева и В.П.Попова. Впрочем, проблема качества школьных учебников истории применительно к освещению темы «Великая Отечественная война» – это тема для отдельного серьезнейшего разговора.

Соответствию школьных учебников методологии историзма, призывам к авторам быть объективными в освещении истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны в последнее время было посвящено немало выступлений и публикаций. К примеру, в ходе «круглого стола» «История Великой Отечественной войны на страницах вузовских и школьных учебников» в рамках весьма представительной Всероссийской научной конференции «Вторая мировая и Великая Отечественная войны: исторические уроки и проблемы геополитики» в Московском государственном педагогическом университете, прошедшей в мае 2010 года, буквально в каждом выступлении чувствовалась обеспокоенность уровнем школьных учебников и как следствие этого не очень высокой степенью подготовленности современных школьников и студентов. Особо хотелось бы отметить проникновенные и мудрые слова кандидата исторических наук, почетного профессора МПГУ Владимира Рубина, фронтовика-танкиста, прошедшего долгий и героический путь дорогами войны. «Такой войны никогда не бывало прежде. Эта война, – подчеркнул Владимир Наумович, – была войной добра и зла. Героизм нашего народа в том, что он был готов на любые жертвы для спасения человечества».

История – это коллективная память народа, основа его самосознания и культуры. Смысл существования народа, по словам академика Дмитрия Лихачева, состоит именно в создании его собственной уникальной и самобытной культуры, ее сохранении и передаче наиболее значимых ценностей новым поколениям. Если оценивать роль и место Великой Победы, то справедливо утверждать, что разгром фашизма – это не просто выдающееся военное достижение, но и ключевой момент в становлении и сохранении культуры российского народа, факт, придающий великий исторический смысл самому существованию нашего народа, подтверждающий его уникальный гуманистический характер. Любовь стала главным источником Великой Победы. Как писал в очерке «Наука ненависти» Михаил Шолохов: «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагу всегда мы носим на кончиках штыков».

Именно поэтому учителям истории нельзя ни в коей мере поступиться принципами и устраниться от битвы за память, в которой и сегодня продолжает определяться исход войны. Не Великой Отечественной войны, которую героически выиграли поколения наших отцов, дедов и прадедов, а войны против патриотических и гражданских чувств, самосознания юных россиян, где линия фронта проходит через душу каждого нашего ученика. Именно к ним обращены преступные, по-другому и не скажешь, устремления некоторых политиков ближнего и дальнего зарубежья, широкого фронта якобы ученых, тенденциозно и конъюнктурно подбирающих источники и тасующих факты, пытающихся слепить удобоваримые теорийки и концепции, с тем чтобы очернить Великую Победу и ее творцов. Самый простой способ закончить войну – это ее проиграть, писал английский писатель-гуманист Дж. Оруэлл. Мы не можем позволить себе такого исхода борьбы, так как ставка в ней не просто репутация Советского государства и его руководства военных лет, а будущее российского народа и его место в ряду других великих наций. А значит, школьный учитель по-прежнему будет рядовым на вечной войне за души детей.

В истории были случаи, когда учителя истории выигрывали войны, вспомним знаменитое высказывание О.Бисмарка. Но битву за память трудно вести в одиночку. Учителя истории сегодня одни из немногих, кому небезразличен ее исход. Государственным структурам, многочисленным общественным организациям, в конце концов, и бизнес-сообществу нельзя уклоняться от выполнения своих обязанностей по содействию процессу воспитания молодого поколения. Учителя должны ощущать себя значимой частью российского общества, иметь социальный статус, в полной мере отражающий их социальную роль и предназначение. Думаю, что и впредь российский учитель истории будет достойно выполнять свою миссию хранителя истины, воспитателя гражданина и служителя Отечества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте