Знакомьтесь: Ерофеев Михаил Борисович, родился 18 ноября 1957 года в деревне Иванисово Московской области. Окончил Краснодарский государственный институт физической культуры и спорта. Служил в армии во внутренних войсках. Педагогический стаж – 20 лет. Мастер спорта. В настоящее время – учитель физического воспитания гимназии №1518 г. Москвы. Лауреат городского конкурса «Учитель года», методист высшей категории, победитель конкурса «Грант Москвы» в области инновационных технологий в сфере образования.
Он всегда подвижный, жизнерадостный, общительный, добродушный и оптимистичный. Быть на его уроках одно удовольствие. Дети – в игре, увлечены, никто не отлынивает. Стараются. Ради чего? Послушайте.
– Ребята, что такое физкультура? – спрашивает учитель.
– Победа над собой! – отвечают ученики.
– Победа над собой – это система преодоления недостатков с помощью интеллекта и физических упражнений, – поясняет Михаил Борисович. – Это система укрепления здоровья и подготовки к жизни. Короче говоря, преодоление самого себя с целью достижения поставленных целей, но не механически, а осмысленно, с элементами прогноза, с заглядыванием в будущее. Мы хотим, чтобы наши ученики покидали школу с хорошими знаниями, здоровыми, ловкими, готовыми к разного рода стрессовым ситуациям. Мне хочется, чтобы ученики на уроках физкультуры испытывали мускульную радость и интеллектуальное наслаждение. Это трудно, это тяжело, но это нужно. Все выпускники наши, поступив в вузы, продолжают активно заниматься спортом. Как этого добиваемся?
Прежде всего сам Михаил Борисович и его коллеги – мастера спорта Татьяна Анатольевна Зайцева, Людмила Юрьевна Разепова, Иван Борисович Попов – отказались от принципа пассивного восприятия ребятами поучений педагогов. В основу свой работы они положили принцип личной деятельности каждого, а учителя физической культуры лишь помогают ребятам самореализоваться.
– Физическую культуру мы рассматриваем как необходимую деятельность, – говорит Ерофеев, – и придерживаемся той позиции, что физкультура непосредственно влияет не только на физическое, но и на интеллектуальное, духовное и нравственное состояние детей. Спорт и физическая культура – это большая наука, включающая в себя физиологию, анатомию, биомеханику, педагогику, психологию и даже искусство. На их основе разрабатываются комплексы движений, системы нагрузок и восстановления затраченной энергии. Для нас, учителей, очень важно перевести научные знания в практическую плоскость, пробудить у детей желание заниматься физкультурой. Если не пробудить этого желания, то все усилия педагога будут уходить в сухой песок. Мы стремимся работать на результат, на выработку устойчивых навыков здорового образа жизни. И тут, конечно, важно придумывать что-то новое, интересное.
Каждый учебный год Ерофеев начинает все сначала, превращая уроки физкультуры в праздники, на которых ученики демонстрируют все, что умеют, с нормативами и без них. Никому, разумеется, не хочется ударить в грязь лицом; дети стремятся дотянуться до лучших. Принцип «Победи себя» здесь срабатывает во всем объеме. Безразличных учеников не бывает. Может быть, еще и потому, что Ерофеев знает особенности каждого ученика. Он регулярно проводит тестирование. Часто назначает капитанами команд тех ребят, которые на первый взгляд не склонны к активности, но в ходе спортивных игр так увлекаются, что в дальнейшем резко меняется отношение к ним. На ерофеевских уроках царит дух соревновательности. На тренировках Ерофеев всякий раз показывает элементы новых упражнений, новых движений.
По мнению Ерофеева, учитель должен быть выдумщиком, заразительным, находиться в хорошем настроении и быть здоровым. Насколько здоров педагог, настолько будут здоровы и его ученики.
Учитель обязан подавать пример своим ученикам. Если он утверждает, что курить вредно, то и сам не курит. Если он говорит, что физическое упражнение можно сделать гораздо лучше, то и показывает его лучшие стороны. Как тут оставаться равнодушным?
– Вообще, – говорит Ерофеев, – ученикам необходимо кропотливо разъяснять, что мы хотим от них, предъявляя к ним определенные требования. У детей порой совершенно иные взгляды на современные события и явления. Обнаруживается их непонимание или искаженное представление о них. И должен подчеркнуть, что ребята нуждаются в разъяснениях. Обучение все-таки должно опережать их развитие. Мой личный опыт подтверждает это.
На своих уроках Ерофеев разъясняет ученикам, что регулярные физические упражнения – это фундамент здоровья, а здоровье – это и деловой, и жизненный успех. Учитель не оставляет ребят наедине со своими мыслями, предостерегает их от многочисленных соблазнов. Все неудачи, сломанные судьбы исходят от курения, употребления алкоголя, наркотиков и распущенности. Мощная преграда от этих пороков – физическое воспитание, которое отвергает их, как инородное тело. Чтобы сформировать эту преграду, нужны немалые усилия. Ученики Ерофеева получают достаточную дозу физических упражнений. Но ребята не жалуются, потому что сами хотят этого. Перед каждым занятием учитель спрашивает:
– Ребята, вы хотите быть лучше?
– Хотим.
– Тогда к делу.
Ученики не устают от насыщенных занятий. Чувствуют, как они помогают активизировать мозг, упорядочить характер и взгляды на жизнь.
– На уроках физкультуры ребята «лепят» самих себя, – говорит Михаил Борисович. – Я же им даю лишь нужное направление, прокладываю своеобразные рельсовые пути. И в этом случае срабатывает принцип «Победи себя». Стимулирующий и зажигательный принцип. Я вижу, что ребята могут сделать больше, чем требую от них. В большинстве случаев ученики готовы стать чемпионами собственной жизни через грамотное отношение к своему здоровью. Физическую культуру я отношу к разряду объективных, настоящих культур, способных противостоять разнузданному бескультурью.
И чтобы доказать это, Михаил Ерофеев предпринял глубокое научное исследование. Подготовил к защите кандидатскую диссертацию о том, как уроки физкультуры и внеклассные спортивные соревнования повлияли на судьбы выпускников школы. Кроме того, на конкретных примерах он показал, как недооценка физического воспитания трагически сказалась на жизненном пути некоторых ребят.
Вникая в творческую лабораторию учителя физкультуры Ерофеева, нельзя не заметить в нем черт, присущих подвижникам. Речь о самопожертвовании, преданности профессии, трудолюбии и еще о чем-то, чему и название подобрать трудно.
Михаил Ерофеев сам мостит себе дорогу. При этом ни на минуту не забывает о своем первом наставнике, заслуженном учителе России Геннадии Гавриловиче Сологубе, который приехал в кубанскую деревню из Москвы на время, да так и остался в ней. Это он приобщил ребят к физической культуре, а она, в свою очередь, дала им путевку в большую жизнь.
…Урок физкультуры в гимназии №1518 г. Москвы. Первые организационные минуты. Михаил Борисович спрашивает:
– Ребята, вы готовы?
– Да! – отвечают они.
– Что делать?
– Побеждать!
– Кого?
– Самих себя!
«Победи себя» – стержень работы учителя физкультуры Михаила Ерофеева и его учеников. Это тот стержень, который важен в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения.
Комментарии