search
main
0

Чемпионов воспитывает школа

Одним из самых интересных был «круглый стол», проведенный в школе №235 Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования в канун начала нового учебного года: «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА». Интерес был вызван прежде всего тем, что летние Олимпийские игры в Пекине стали своеобразным испытанием российских спортсменов на прочность, не все это испытание выдержали. Но, как хорошо известно, олимпийские победы родом из детства, ведь именно в секциях, кружках, на уроках физкультуры начинается та работа, которая потом может сделать питомца педагогов и тренеров чемпионом. Так как нужно строить работу, чтобы побед было больше? Об этом и шел разговор на «круглом столе».

Комментарий «УГ»Фундаментальными направлениями в работе по физической культуре остаются:- повышение качества урока физической культуры;- внедрение в учебный процесс новых методик и технологий;- учет индивидуального уровня физического развития и физической работоспособности;- развитие мотивации обучающихся к занятиям спортом;- контроль за качеством учебного процесса;- учет состояния и совершенствование материально-технической базы учреждений;- совершенствование системы профессиональной подготовки кадрового состава;- обеспечение мер, направленных на предупреждение травматизма при занятиях физическими упражнениями;- занятия с физически одаренными детьми и с детьми-инвалидами, инновации в организации спортивных соревнований;- развитие клубного движения.Год назад был проведен осенний мониторинг физической подготовленности обучающихся, обследованы 28120 человек из 102 учреждений. В ходе весеннего мониторинга обследованы 23422 человека из 103 образовательных учреждений. К концу года отмечено общее снижение числа детей и обучающихся, не сдавших тесты физической подготовленности (ИФГ меньше 70% от должного): мальчиков на 2%, девочек – на 3%. Число детей «группы риска» (ИФГ ниже 50%, всего 1664 человека) к концу года снизилось на 24%. В динамике учебного года выявлен сниженный уровень физической подготовленности обучающихся кадетских школ, студентов вузов и учреждений профессионального образования. Это указывает на то, что необходимо корректирование учебных программ.В детских оздоровительно-образовательных центрах культивируются 62 вида спорта, число занимающихся (по состоянию на 1 января 2008 года) – 32048 человек, с ними проводят занятия 1080 педагогов дополнительного образования. Учебный процесс по физической культуре осуществляют: 3242 учителя физкультуры; 1493 воспитателя физкультуры в дошкольных образовательных учреждениях; 221 преподаватель физического воспитания в колледжах; 197 специалистов в специальных коррекционных учреждениях, которые контролируют 320-тысячный контингент, входящий в систему дополнительного физкультурного образования.

Все началось весьма необычно и практично: на первом этаже участники «круглого стола» могли посмотреть и даже приобрести нужные книги на ярмарке учебно-методической литературы, познакомиться с выставкой программно-методической литературы по физическому воспитанию и спорту, получить консультации специалистов по возникающим вопросам. В большом спортивном зале лучшие учителя и тренеры показывали фрагменты уроков. Методист центра Валерий Круглыхин и учитель физической культуры школы №655 Шухрат Мамаджанов показали фрагмент урока по инновационной программе для учащихся начальной школы «Спартак-Футбол-Класс». Первый вице-президент Московской федерации гандбола и преподаватель кафедры спортивных игр Российского государственного университета физической культуры Валентина Игнатьева свое выступление в Большом спортивном зале посвятила организации и содержанию занятий по гандболу в школе в рамках инновационного проекта «Стремительный мяч в общеобразовательных школах». В Малом спортивном зале работали знатоки борьбы: Алесей Сурков, учитель физической культуры школы №820, рассказывал о современных подходах в обучении элементам самообороны старших школьников, старший тренер Роман Белов и тренер Нина Егорова (ДООЦ «Центральный») проводили занятие по капоэйро, учитель физкультуры школы №646 Елена Мухина показывала, как можно использовать элементы тайбо на уроках физкультуры. Возможности интегрированных уроков физической культуры и оздоровительной гимнастики для учащихся 1-4-х классов демонстрировала педагог дополнительного образования школы №485 Антонина Рахманенко.

Непосредственно перед началом работы «круглого стола» в актовом зале показали видеофильм «Инновации в области физической культуры и спорта». Достижения последних лет по подготовке спортсменов высших спортивных разрядов нацеливают педагогов на совершенствование этой работы. Только в течение 2007 года в учреждениях системы Департамента образования подготовлено 17 победителей и призеров первенств мира, 26 победителей и призеров первенств и чемпионатов Европы, 560 победителей и призеров первенств, чемпионатов и кубков России, а также 78 победителей и призеров европейских и российских первенств среди спортсменов-инвалидов. В сборную олимпийскую команду России по плаванию включен воспитанник СДЮШОР №2 Московского городского центра детского и юношеского творчества, мастер спорта международного класса Михаил Полищук, который в составе эстафетной сборной стал серебряным призером Олимпийских игр в Пекине.

Словом, к тому времени, когда перед участниками «круглого стола» выступил директор Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Юрий Пузырь, они были уже готовы к содержательной дискуссии.

Юрий Павлович говорил, конечно, о задачах в области физической культуры и спорта на новый учебный год. В Москве около 4 тысяч образовательных учреждений. В них обучаются около миллиона юношей и девушек. Таким образом, миллион детей, подростков и молодежи должны быть включены в систему обязательных занятий физической культурой в образовательных учреждениях всех типов. Как это сделать, в то время как объем двигательной активности, необходимый для поддержания должного уровня физической подготовленности детей и молодежи 3-17 лет, в настоящее время составляет лишь около 60% от требуемого объема? Если обучающийся не имеет пятиразовых занятий физической культурой в недельном цикле обучения при условии достижения пороговых по интенсивности нагрузок, отметил Пузырь, то занятия физкультурой не достигают тренирующего эффекта и становятся формальными по своей сути, существующие нормы организации занятий физической культурой необходимо увеличить до 5 часов в неделю за счет интеграции основного и дополнительного образования. Пузырь убежден, что необходимо добиться, чтобы каждый учащийся посещал в неделю 2 урока физкультуры, 2 учебно-тренировочных занятия, в один из выходных дней имел возможность участвовать в соревнованиях. Большие надежды он возлагает на организацию учебных занятий на базе одного из игровых видов спорта. Эта методика апробирована, дала положительный эффект как в плане мотивации обучающихся, так и в 8-10%-ном приросте их физических качеств.

Глобальные задачи педагогам и тренерам поставила программа «Столичное образование-5», в которой запланировано 15 конкретных мероприятий по развитию физической культуры среди дошкольников. Эти мероприятия включают в себя: открытие дополнительных спортивно-оздоровительных секций, развитие системы спортивных соревнований для дошкольников, совершенствование методического сопровождения и укрепление материально-технической базы с возведением 55 пристроек спортивных залов к дошкольным образовательным учреждениям. Реализация мероприятий программы позволит увеличить двигательную активность ребенка физкультурными занятиями и игровыми видами спорта, предусмотрено проведение занятий до 1,5-2 часов в день.

Для качественной оценки учебно-тренировочного процесса и определения физического состояния детей, обучающихся и молодежи в образовательных учреждениях Москвы функционирует система мониторинга физической подготовленности – «Тест-программа мэра Москвы». Система мониторинга прописана в новом Федеральном законе «О физической культуре и спорте», а это значит, что Москва идет в ногу со временем, даже несколько опережая его.

Чтобы занятия проводились на высоком профессиональном уровне, необходимы высококвалифицированные педагоги.

Но для того чтобы педагог мог работать интересно, устраивая содержательные занятия для своих учеников, должна быть создана современная материально-техническая база.

Эти проблемы будут решаться в ходе реализации городских программ «Столичное образование-5» и «Спорт Москвы-2», в которых предусмотрено оснащение дошкольных образовательных учреждений современным спортивным оборудованием «Малышок», оснастить оборудованием 40 спортивных школьных клубов, а также модернизировать спортивную базу десяти межшкольных стадионов. Важная проблема – совместное использование спортивной базы образовательных учреждений различными ведомствами Москвы. Совместная эксплуатация зданий и помещений Департаментов образования и физической культуры осуществляется на основе Договора от 27 сентября 2004 года, подписанного сроком на 5 лет, который регламентирует порядок совместного использования помещений – безвозмездное использование с обязательным возмещением коммунальных платежей и эксплуатационных расходов. Подготовлен перечень общеобразовательных школ (по одной в каждом муниципалитете) для организации на их базе спортивных занятий с населением силами центров физической культуры муниципальных образований, подготовлены типовые проекты договоров по возмещению коммунальных услуг и эксплуатационных расходов, на межведомственном уровне принято решение о системе взаимодействия окружных управлений образования с муниципалитетами.

Спортивный ритм Департамента образования интенсивен и разнообразен по содержанию. В соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий мы проводим 6 спартакиад среди обучающихся государственных образовательных учреждений всех типов, а также спортивные праздники и фестивали, посвященные знаменательным датам и событиям. В общей сложности в течение учебного года проводится более 1300 спортивных мероприятий с охватом 640 тысяч воспитанников и обучающихся.

В новом учебном году система спортивных мероприятий будет представлена апробированными и получившими признание среди воспитанников играми «Олимпийские надежды» на Кубок мэра Москвы и спортивными школьными лигами по игровым видам спорта. К уже заслужившим авторитет соревнованиям в формате лиг по футболу, баскетболу и волейболу прибавится настольный теннис, так как в 2010 году в Москве пройдет чемпионат мира по этому виду спорта. В соответствии с распоряжениями Правительства Москвы и приказом Департамента образования города Москвы в 2007-2008 учебном году реализовывалась программа «Зритель» на 6 международных и всероссийских мероприятиях с общим охватом свыше 10000 человек. Нынче предусматривается упорядочить работу по обеспечению программ «Зритель» на спортивных соревнованиях. Это поможет планировать эту деятельность, исключить случаи снятия обучающихся с учебных занятий, а также предусмотреть обеспечение организованных групп детей бесплатными сертификатами для проезда на всех видах транспорта, которые будут иметь действие не только в каникулярный период.

В 2010 году в Сингапуре состоятся первые в истории Юношеские олимпийские игры. Представительство московских школьников-спортсменов в сборной команде России, по мнению Юрия Пузыря, должно быть более значительным, чем в Пекине. Чтобы эта цель была достигнута, при начислении заработной платы педагогам дополнительного образования будут учитываться категории, присвоенные Москомспортом по должности «тренер-преподаватель». Кроме того, Центр ходатайствовал перед Департаментом образования о распространении системы доплат за спортивные успехи воспитанников, принятых в спортивной отрасли.

По результатам работы «круглого стола» можно сделать вывод: учителя физкультуры и тренеры выполняют важнейшую задачу по сохранению и приумножению здоровья подрастающего поколения. Именно им предстоит сделать все, чтобы внушительные победы юных москвичей на олимпиадах и чемпионатах стали логичными результатами физической культуры, которая в образовательных учреждениях должна стать одним из ведущих предметов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте