Ключевыми событиями осени для учащихся выпускных классов и педагогов традиционно становятся обновление сайта ФИПИ и размещение на нем актуальных проектов демоверсий ЕГЭ по всем предметам. Не будем говорить обо всех предметах – нас в первую очередь интересует математика, экзамен по которой традиционно сдают все выпускники российских школ. А еще большее внимание приковывает профильный уровень математики, сдача которого необходима для поступления в инженерный вуз.
Единственным, но существенным изменением является то, что в первую часть КИМов включено задание по геометрии (задание 2), проверяющее умения определять координаты точки, вектора, производить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами. Это, естественно, повлекло изменения в сумме первичных баллов. Теперь максимальный балл за выполнение работы увеличен с 31 до 32 баллов. Мне как учителю-практику важно уже сегодня понимать, какими ресурсами я могу пользоваться в работе с десятиклассниками и одиннадцатиклассниками и как они в результате помогают школьникам успешно справиться с экзаменом.
Бытует мнение, что экзамен с каждым годом усложняется. На наш взгляд, он скорее более полно начинает отражать все аспекты изучения курса математики в школе, а самое главное – более точно оценивать знания и умения наших учеников. Вот и в этом году включен один из основных разделов геометрии, посвященный векторам.
На фоне изменений КИМов у каждого учителя возникает логичный вопрос: «Чем же я могу помочь своим подопечным?» Думаю, следует придерживаться простого алгоритма.
Первое. Особое внимание всегда следует уделять авторскому коллективу. Ведь если авторы – известные, уважаемые в методических кругах специалисты и, что вдвойне ценно, входят в группу разработчиков контрольных измерительных материалов или являются их внешними экспертами, то такие пособия внушают доверие как более надежные.
Второе. Следует выбирать пособие, которое прошло научно-методическую оценку Федерального института педагогических измерений.
И, наконец, третье. Следует обращать внимание на вариативность заданий и наличие разборов заданий.
Анализируя рынок методической продукции, я обнаружил новое учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по математике профильного уровня: «ЕГЭ-2024. Математика. Профильный уровень. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий» авторов И.В.Ященко и других на 160 страницах. Данное пособие издательства «Экзамен» прошло научно-методическую оценку ФИПИ. Таким образом, выпускники и учителя могут быть уверены в том, что содержащиеся в сборнике задания соответствуют всем требованиям КИМов ЕГЭ 2024 года по математике профильного уровня и созданы разработчиками вариантов госэкзамена.
Зачастую примеров и задач в учебнике не хватает для полноценной отработки тем курса. В таком случае часть вариантов пособия может быть использована для обучения (в целях объяснения и закрепления можно брать как отдельные задания, так и целые цепочки заданий), часть – для контрольно-оценочных процедур, а часть – для самостоятельной работы, что немаловажно в современном мире.
Качественно выполненные рисунки и чертежи – одно из достоинств издания. Например, задания 8 и 11 не оставляют вопросов при решении. А чертежи к заданию 3 позволят наглядно понять текст геометрической задачи (рис. 1).
Авторами учтены рекомендации, данные к проекту демоверсии ЕГЭ 2024 года. Особенно это чувствуется в заданиях с развернутым ответом. Тут изобилуют различные формулировки заданий, используются комбинированные виды уравнений и показаны многие варианты задания с параметрами (рис. 2).
Предложенные в пособии ответы в учебных целях могут быть изъяты из книги в случае необходимости. Замечательно также, что авторы стремились отразить в них все возможные комбинации.
Помимо бланков ответов в пособии есть методические комментарии к ответам одного из вариантов – подробные разборы заданий, а еще теоремы, леммы, аксиомы, определения, алгоритмы и тонкости оформления каждого из анализируемых заданий.
ЕГЭ по профильной математике – действительно сложное испытание. Хотелось бы, чтобы все ребята были вооружены прочными знаниями и обладали необходимыми умениями для получения на экзамене желанных баллов. Именно поэтому советуем выбрать качественные продукты для подготовки!
Максим ТРИФОНОВ, директор гимназии №12 Тюмени, учитель математики
Комментарии