Здесь ребенок добровольно выбирает себе педагога и детское сообщество, в котором ощущает себя комфортно. Он в любое время может поменять детское объединение или покинуть учреждение вообще. Лишь привлекательность познавательной творческой деятельности, форм и методов ее организации, особая атмосфера в детском сообществе и, конечно, яркая индивидуальность, высокий профессионализм, искренность и доброжелательность педагога способствуют тому, что ребенок в течение длительного времени проводит свой досуг во Дворце творчества.
Администрация и педагогический коллектив дворца «Хорошево» систематически изучают и анализируют интересы и запросы детей и молодежи, выявляют их динамику в условия изменяющейся социокультурной ситуации. Решение данной задачи способствует преодолению основного объективного противоречия в деятельности любой организации дополнительного образования, а именно противоречия между пониманием детьми своего свободного времени как отдыха и деятельностью дворца как института социального воспитания, решающего соответствующие педагогические задачи.На сегодняшний день во дворце реализуется более 230 программ. Можно отметить, что за последние три года спектр программ постоянно расширяется, а доля программ технической направленности неуклонно растет. В 2016-2017 учебном году планируется реализация новых программ в рамках проекта «Инженерно-технологический класс».Авторами программ являются сами педагоги дополнительного образования. Программа – это основной документ образовательного процесса, соответствующий современным нормативно-правовым и программным документам РФ. А также это результат творческой интеграции осмысления и анализа серьезной научной, информационно-методической литературы и практического опыта педагога. В основе любой программы лежит парадигма взаимодействия, что указывает на возможность определенной и своевременной их коррекции с учетом как социального запроса и заказа государства в сфере дополнительного образования детей, так и индивидуальных способностей детей и уровня их подготовленности. Практика реализации программ показывает, что в процессе педагогического взаимодействия педагог принимает во внимание соответствие конкретного дела и личных возможностей детей, создает условия для опережающего развития способных и одаренных детей, выстраивает индивидуальные маршруты для ребят, имеющих трудности в усвоении учебного материала.Важным условием эффективности реализации дополнительных общеобразовательных программ становится учет приоритетных видов деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические особенности возраста. Особенностью процесса дополнительного образования детей и молодежи, как уже упоминалось выше, является то, что он предоставляется ребятам в их свободное время и осуществляется на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Эта специфика предполагает активное использование в образовательном процессе методик творческого сотрудничества, совместной деятельности педагога и ребенка, педагога и детского объединения, современных методик активного и интенсивного обучения.Специфика педагогического взаимодействия в организации дополнительного образования позволяет более полно использовать потенциал индивидуального подхода в работе с детьми, так как в сфере дополнительного образования в отличие от школы отсутствует привязанность к государственным образовательным стандартам и численный состав детей в учебных группах изначально меньше, чем в стандартном школьном классе. Все это способствует раскрытию индивидуальных способностей личности, ее самореализации и самоопределению в новых условиях сферы свободного времени.Во дворце «Хорошево» традиционно используются различные виды работ, которые ориентированы на решение практических и личностно значимых для каждого ребенка задач. Среди них массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению детей и подростков в кружки и секции, требуют от ребят проявления определенных умений и навыков, ответственного отношения к делу. К данным видам деятельности относятся комплексные игры-соревнования, творческие праздники, конкурсы, олимпиады, смотры, фестивали. Именно такие формы позволяют ребятам проверить свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей. Упомянутые виды деятельности становятся позитивной рекламой образовательной организации и мотивируют детей провести свой досуг во дворце, а также стимулируют подростков к достижению новых образовательных результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности обучающихся и педагогов дополнительного образования.Кроме традиционных вышеуказанных видов работ педагогический коллектив дворца активно использует новые образовательные возможности, которые юным москвичам предоставляют высокотехнологичные базы учреждений профессионального образования, негосударственных организаций и, конечно, уникальные просветительские возможности социокультурной и научной среды столичного мегаполиса – дворцов культуры и спорта, парков, театров и музеев, научных учреждений и предприятий.Коллектив дворца «Хорошево» принимает участие в городских просветительских проектах: «Университетские субботы» – лекции, мастер-классы, экскурсии от ведущих вузов Москвы, которые может выбрать любой учащийся; «Исторические субботы» – экскурсии, викторины, квест-задания в историческом парке «Россия – моя история» на ВДНХ и ФГБУК «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Проект нацелен на создание новых возможностей для организации интеллектуального и культурного досуга обучающихся, стимулирование интереса подрастающего поколения к изучению и исследованию истории России и ее героического прошлого; «Спортивные субботы» – встречи с известными спортсменами, посещение общегородских физкультурно-спортивных фестивалей и праздников, участие в конкурсах и общедоступных соревнованиях, сдача нормативов ВФСК ГТО; «АРТ-субботы» – экскурсии в институции современного и академического искусства, лекции и мастер-классы с участием известных галеристов, художников, кураторов выставок и фестивалей и ведущих арт-менеджеров; «Космические субботы» – мероприятия для учащихся, где они знакомятся с историей мировой и отечественной космонавтики, узнают, как закладывался фундамент космических открытий. Благодаря данному проекту ребята могут посетить Центральный дом авиации и космонавтики, Музей космонавтики, Московский авиационный институт, планетарий и святая святых отечественной космонавтики – ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина»; «Музеи. Парки. Усадьбы» – посещение ребятами более 100 музеев, парков и усадеб столицы, участие в тематической олимпиаде и конкурсах; «Профессиональная среда» и «Профессиональные каникулы» – знакомство учащихся и их родителей с учреждениями профессионального образования Москвы с целью профессионального самоопределения; «Субботы мужества» – экскурсии, лекции, мастер-классы по строевой и огневой подготовке, знакомство с новейшими образцами военной техники в ведущих военных вузах, воинских частях, музеях и учебных комплексах ДОСААФ России по Москве. Данный проект имеет своей целью воспитание патриотов Отечества, гордости за Вооруженные силы и страну, формирование положительной мотивации у учащихся к прохождению военной службы по контракту и призыву.Коллектив дворца реализует также и совместные просветительские проекты с учреждениями культуры. Например, проекты «Всей семьей – в театр», «Всей семьей – в музей», «Семейное путешествие».Самый распространенный стиль общения во дворце – общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, то есть общение среди группы людей, живущих общими интересами и увлечениями. Другой, не менее популярный стиль – это общение на основе дружеского расположения (неформальное общение), что имеет высокую привлекательность в глазах ребят, так как способствует не только установлению доброжелательной атмосферы, но и росту их самоуважения, чувства социальной значимости и взрослости. Для вышеуказанных стилей характерны устойчиво-положительное отношение педагога к детям, совместное продумывание законов и правил общения, совместный контроль за выполнением этих правил, ровный тон и доброжелательные интонации. Такое общение создает подлинные демократические и гуманистические отношения, выводит ребенка на уровень активного участника (субъекта) взаимодействия, приумножает возможности дворца в организации познавательного досуга детей, в расширении и углублении их знаний, в обучении их конкретному делу, в развитии индивидуальных наклонностей и самоопределения личности, в способствовании положительной социализации детей и их предпрофессиональном самоопределении.Творческая и доброжелательная атмосфера, возникающая в различных детских сообществах дворца «Хорошево» благодаря упомянутым выше особенностям педагогического взаимодействия, предоставляет ребенку реальный шанс изменить свой социальный статус среди сверстников. Это можно объяснить тем, что, приходя в организацию дополнительного образования, ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус этого ребенка в школьном коллективе. На положительную социализацию в новом сообществе начинают влиять уже иные факторы и требования, предъявляемые сообществом к ребенку. Например, старший ребенок, имеющий невысокий социальный статус в школе, может легче реализовать свои лидерские амбиции в детском сообществе дворца, воспользовавшись своим более высоким интеллектуальным или физическим развитием, чем младшие учащиеся.Специфика педагогического взаимодействия во дворце «Хорошево» в полной мере содействует компенсации недостатка внимания и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье. Она во многом устремлена на помощь в решении проблем педагогически запущенных детей, включая ребят с девиантным поведением, посредством создания им условий для посильной и интересной работы, поднимающей их статус в детском сообществе.Как показывают опросы, родители отмечают положительное влияние занятий в творческих объединениях дворца на воспитание самостоятельности, ответственности, дисциплинированности ребят, раскрытие индивидуальных качеств личности, самоопределения и самореализации в новых условиях сферы свободного времени. А классные руководители и учителя школ, с которыми педагогический коллектив дворца осуществляет взаимодействие, выделяют эффективные возможности организации дополнительного образования в организации интересного и содержательного досуга, в углублении и расширении знаний, кругозора учащихся, обучении конкретному делу, в развитии индивидуальных способностей и самоопределения личности. Сами же ребята в первую очередь выделяют возможность самостоятельного выбора интересующего их вида деятельности. Далее дети отмечают радость общения в коллективе единомышленников, живущих общими интересами и увлечениями, неформальный характер взаимоотношений с педагогом (руководителем творческого объединения), возможность творческих контактов. Выпускники дворца отмечают, что занятия научили их работать в коллективе, расширили кругозор, выработали устойчивый интерес к технике, науке, искусству и помогли в их профессиональном самоопределении, а также приобщили к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Все это говорит о том, что дополнительное образование можно отнести к сфере наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка. Возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка неисчерпаемы, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства.Елена БАЛЕБАНОВАметодист Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»
Комментарии