В интересное все-таки время мы живем. Современная школа обладает невиданной до сегодняшнего дня автономией. При этом характер управления образовательной организацией носит исключительно демократический характер. В первую очередь это выражается в поддержке и развитии различных общественных объединений.
Москва как пилотный регион в области образования в создании педагогических сообществ находится на передовой. Данное направление модернизации подчеркивается в государственной программе столицы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») в формулировке задач эффективного управления качеством услуг в сфере образования: «Обеспечение прозрачности в деятельности органов управления образованием, расширение участия общества в формировании, экспертизе и контроле принимаемых решений».На базе школы с углубленным изучением французского языка №1251 имени генерала Шарля де Голля с самого момента рождения образовательного комплекса успешно работают две предметные ассоциации педагогов-филологов. Поистине, слово объединяет людей, язык выполняет свою сплачивающую, интегрирующую функцию. Во-первых, речь идет о школьном профессиональном сообществе учителей русского языка и литературы, входящем в состав Региональной общественной организации «Независимая ассоциация словесников», которая, в свою очередь, является структурным подразделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка». Во-вторых, настоящей гордостью нашей школы можно считать общественную организацию «Лига учителей французского языка». Ее создание было инициировано мэрией Москвы. Кроме того, живой интерес к ее возникновению выразило Посольство Франции в Российской Федерации. Таким образом, филологи оказались первыми, кто на деле проявил гражданскую активность и сознательность, понял дух времени, оценил все преимущества складывающейся корпоративности. «В единстве – наша сила!» – этот девиз в дальнейшем был подхвачен учителями начальных классов. Их творческий тандем стал опорой для создания Региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов». Общественно-профессиональные объединения нельзя рассматривать как виды школьных методобъединений. Педагог обязан входить в методобъединение, а ассоциация – дело добровольное. Методобъединение по конкретному предмету в школе в лучшем случае одно, а ассоциаций в рамках даже одного предмета может быть несколько. Людей в предметную ассоциацию объединяют общий взгляд, единство подходов в преподавании. Ассоциация дает возможность учителю держать руку на пульсе, сверять свои профессиональные часы с коллегами, в открытом диалоге обсуждать те или иные наболевшие проблемы и находить пути их решения. Сегодня уже можно говорить о том, что ассоциация педагогов – это, пожалуй, самая высокая форма социальной жизни. Для многих это глоток свежего воздуха, это разговор на равных, это не вертикаль власти, а ее горизонталь в лучшем своем качестве. Благодаря деятельности профессиональных ассоциаций растет доверие общества к системе образования, так как только единым фронтом педагоги могут показать свой положительный образ в средствах массовой информации, раскрыть свои ресурсы и потенциал для самых широких слоев населения района и города в целом. Роман ДОЩИНСКИЙ, член Общественной палаты РФ, член Совета по русскому языку при Президенте РФ
Комментарии