В середине ноября молодые столичные педагоги посетили лицей №1557.
Сегодня лицей №1557 стал крупным образовательным комплексом. Свою родословную он ведет от физико-математической школы №1030 при Московском институте электронной техники. Школу №1030 создавали, чтобы вести подготовку абитуриентов для одной из ведущих российских научных площадок, требования к образовательной программе здесь несколько отличались от других образовательных организаций столицы: учреждение должно было идти по пути инноваций. Естественно, все это легло в основу деятельности лицея-правопреемника. Сегодня этот комплекс дает своим ученикам широкие образовательные возможности. Здесь есть и особые физико-математические программы, и индивидуальные учебные планы, и многое другое, что выделяет это учреждение среди других школ Москвы. Но не только родство с техническим вузом создает его замечательную репутацию – в состав комплекса входит также подразделение с мощной гуманитарной базой, внедряющее систему международного бакалавриата.Одной из основных задач состоявшейся встречи было знакомство молодых учителей из различных московских школ с традициями лицея, формальной и содержательной сторонами образовательного процесса. Предваряя обозначенную в программе презентацию комплекса, с приветственным словом выступила председатель МГО Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова: «Людей в этом мире можно условно разделить на два типа: одни катят этот мир, а другие стоят в сторонке и восклицают: «Куда мы катимся!» Сегодня, в рамках этой встречи, нам хотелось бы понять вашу позицию». Надо сказать, что симпатии самой Марины Алексеевны были адресованы людям первой категории. Видимо, именно этим обусловлены всевозможные многочисленные семинары и тренинги, проводимые МГО профсоюза. «Мне хочется, чтобы вы были современными учителями», – сказала председатель горкома, резюмируя свое выступление.В этом позиции большинства совпадали. Директор лицея, чье обращение к участникам встречи было показано на большом экране (по стечению обстоятельств Татьяна Грабарник не смогла лично присутствовать на мероприятии), также продемонстрировала свою солидарность с идеями неустанного новаторства в образовании. По ее словам, учителя должны учить детей «жить без нас», а поэтому сами должны вечно стремиться «жить по-новому». Отсюда и задача лицея – непрестанный поиск новых методов урочной работы. И в этом направлении образовательный комплекс преуспел. На базе лицея реализуют различные проекты Департамента образования. К ним относятся «Курчатовский проект», «Технопарк», Международный бакалавриат, кадетские классы, создание IT-классов. Все проекты и программы требуют разработки инновационных форм работы, что с успехом реализуют руководство и педагогический коллектив учреждения.Завершая презентацию комплекса, заместитель директора лицея Виктория Иващенко предложила присутствующим ознакомиться с организуемой в его стенах внеурочной деятельностью. Гостям была представлена возможность разделиться на группы и выбрать занятия, исходя из профессиональных и личных предпочтений. Таким образом, учителя физической культуры могли посетить спортивный зал, а, к примеру, учителя физики имели возможность наблюдать за занятиями в Технопарке.После детального знакомства с ходом учебного процесса всех пригласили в колонный зал, где организаторы уже подготовили круглый стол, призывая как молодых, так и опытных педагогов к разговору на равных. К слову, за столом оказались не только педагоги, рядом с учителями сидели также и лицеисты (учащиеся педагогических классов), что должно было сделать диалог более объективным.Забегая вперед, следует сказать, что ожидания многих участников круглого стола не оправдались, по крайней мере в кулуарных беседах подобные откровения были нередки. В чем причина? Все очень просто. Эпичное название дискуссионного клуба (он же круглый стол) – «Роль педагога в современной образовательной системе» – обещало нечто большее, чем дало мероприятие. Возможно, большинство участников хотели как минимум понять, чем роль современного педагога отличается от роли его предшественника. Но ответа не было. Точнее, был, но не тот, который ожидали услышать молодые учителя. Видимо, всему виной прилагательное «современный», настраивающее слушателей на восприятие чего-то принципиально нового. Но здесь-то и заключался основной тезис дискуссии. Новаторство в педагогике – это нечто касающееся процесса; нечто прикладное. Учитель же всегда становится осью. Могут быть современные формы образовательного процесса, может быть инновационным содержание, учитель же всегда вне времени. Его роль неизменна – передать знание от поколения к поколению. Роли учителя современности и учителя античных времен тождественны. Поэтому диалог о роли современного учителя был бы пустым.В ответах на вопросы, предложенные для обсуждения, в большинстве своем нельзя было распространить прилагательное «современный». «Как войти в класс?», «Как завоевать уважение учеников и необходимо ли это делать?», «Что и кому должен учитель?» – все они касались вечных аспектов учительства, с этой точки зрения название дискуссионного клуба не соотносилось с его содержанием.И все же, несмотря ни на что, разговор оказался плодотворным. Обманув надежды молодых специалистов получить конкретный ответ, он поставил новый вопрос, тем самым открывая дверь в педагогическое закулисье. Ведь именно осознание того, что и стар и млад вынуждены решать одни и те же вопросы, делает легитимным заявление молодого учителя: «Я имею право учить!»
Комментарии