Традиционно считается, что информационные технологии можно применять только в учебных и научных целях. Однако человек любопытен и любознателен, его интересы простираются все дальше и дальше, он хочет познавать, стремится получать все больше и больше самой разной информации. Поэтому и осваивает самые разные способы, методы, в том числе и ИКТ, не только расширяя свой кругозор, но и получая то, что мы привычно называем дополнительным образованием.
В созданный недавно Московский городской ресурсный центр* старшеклассники приходят для того, чтобы понять, к чему склонна их душа, и узнать, на что они могут претендовать в плане выбора профессии на будущее исходя из своих возможностей. А кроме того – увидеть, как в разных аспектах можно применять те самые информационные технологии, о которых им в последнее время так много говорят на уроках.
Знакомство с центром начинается на первом этаже, где каждый ученик может оценить свои пристрастия и возможности в профессиональном плане, воспользовавшись специальными компьютерными программами. Благо что тут установлено достаточно ноутбуков и хватает места для целой группы или класса, который захочет пройти такое испытание и получить в результате рекомендации по выбору специальности и дальнейшему обучению.
Возможно, скептики в очередной раз скажут, что машина не в силах досконально исследовать возможности и склонности человека. Но как-то на выставке в ВВЦ тогдашняя руководительница Департамента образования Москвы Любовь Кезина решила на себе опробовать новое компьютерное оборудование и ответила на вопросы, которые ей задал оператор. Так вот, оказалось, что более всего Любови Петровне показана работа с людьми, что ей рекомендовано быть сценаристом, режиссером, дизайнером, педагогом и психологом. То есть фактически она в сумме обладает всеми теми качествами, которые и были необходимы ей для успешной работы в сфере образования. Вот и скажите после этого, что бездушное цифровое устройство не обладает какими-то нужными функциями для профессионального тестирования. Впрочем, тут многое зависит как от специалиста, заложившего программу в компьютер, так и от самого человека, отвечающего на предложенные ему вопросы.
Тут же, на первом этаже, на стендах весьма подробно рассказывается о возможностях, предоставляемых учреждениями НПО и СПО. На больших плазменных панелях – специальные видеоролики о той или иной профессии. Сотрудницы центра готовы дать любую информацию о московских колледжах, о специальностях, которые там получают, и даже о средней зарплате, которую выпускник сможет получить после окончания учебы в них.
С помощью специального информационного киоска можно познакомиться с предприятиями-партнерами колледжей, что очень важно для определения перспектив трудоустройства, а также заказать продукцию, выпускаемую учреждениями НПО и СПО (мебель, различные приборы, оборудование и многое другое).
После того как произошло первое знакомство, ребятам предложат занять место в компьютерном зале, который «отсечен» от общего специальным раздвижным занавесом, и посмотреть кино в специально оборудованном кинотеатре со специализированными компьютерными столиками. Установленная тут аудиовизуальная система делает учебный процесс ярким и красочным. На полусферическом экране с помощью четырех проекторов создается эффект присутствия. Поэтому когда появляется изображение Красной площади, кажется, что ты стоишь на ее брусчатке, а когда показывают безбрежное космическое пространство, возникает полное ощущение полета в безбрежном пространстве.
Можно только предполагать, в какой увлекательный процесс будут вовлечены те, кто придет сюда, чтобы изучать москвоведение, астрономию, географию и другие предметы как по обычной учебной программе, так и сверх нее.
В широком коридоре первого этажа – классы, но необычные. В них стоит оборудование, вроде бы привычное и знакомое, но преобразованное с помощью компьютерных технологий. Вы любите шить? Пожалуйста – здесь есть швейные машинки, для которых припасено сразу несколько очень интересных программ. Воспользовавшись последовательно каждой, можно сделать выкройку, раскроить ткань на большом плоттере, а затем, задав параметры, все сшить, обметав швы.
Не секрет, что нынешние станки, на которых обучают будущих рабочих, не всегда отвечают тем требованиям, которые предъявляет современный работодатель. Московская программа «Рабочие кадры» предусматривает приобретение новейшего оборудования для столичных колледжей. А вот в ресурсном центре есть образцы устройств, которые с помощью информационных технологий существенно модернизируют учебную базу учреждений НПО и СПО**.
Думаете, почему никто из старшеклассников и не помышляет о том, чтобы работать в ЖЭКе или ДЭЗе? Наверняка потому, что традиционный портрет сантехника или домоуправа, занимающихся рутинной и неблагодарной работой, гораздо менее симпатичен им, нежели другие, более современные образы. Но если старшеклассник увидит учебный стенд, в миниатюре показывающий, как можно с помощью компьютерных технологий управлять современным домовым хозяйством, возможно, он сделает совсем иной выбор. Ведь так здорово ощущать себя властелином, который может поддерживать тепло в доме, давая команды умному компьютеру, или, не выходя из комнаты, тестировать системы, обеспечивающие нормальный режим функционирования нашего жилища!
Вполне возможно, что кто-то из ребят захочет попробовать сварить детали (для этого есть свой учебный компьютерный стенд) и убедится, что это совсем не сложно – умные приборы подскажут ему, какой должна быть скорость сварки или глубина шва. А кто-то встанет к миниатюрному токарному станку и почувствует, что с помощью компьютерных приставок-проэмуляторов способен выточить деталь любой конфигурации.
На втором этаже центра можно увидеть специальное компьютерное рабочее место для детского сада, посмотреть, как ИКТ помогают в комплектации и информатизации детских садов. Здесь же вам расскажут и покажут, как используется «Карта школьника», по которой можно не только войти в школу через турникет, но также расплатиться за обед в школьной столовой и оплатить проезд в транспорте.
Администраторов наверняка заинтересует информация об автоматизации документооборота, поскольку это позволит освободить время сотрудников для работы над повышением качества образования. Классные руководители не пройдут мимо стенда, рассказывающего о том, как в Москве используются электронные дневники, как родители могут в виртуальном пространстве постоянно получать оперативную информацию об учебе своих детей. Директорам будет полезно узнать о массовом повышении квалификации и обучении сотрудников столичной системы образования, а также о системах видеонаблюдения, с помощью которых осуществляется охрана учебных заведений.
А еще в центре есть зал для видеоконференций, в котором недавно активисты столичной системы ученического самоуправления проводили дискуссию о Школе будущего. Большая группа ребят находилась в этом помещении и разговор вела с ребятами из всех десяти округов Москвы.
______
*См. статью Андрея НЕСТЕРОВА «Партнеры», №4, 2007 год, «ИКТ в образовании».
**См. статью Вадима МЕЛЕШКО «Симулятор для токаря», №3, 2007 год, «ИКТ в образовании».
Комментарии