search
main
0

Чем раньше поможем, тем лучше

Надия ТЮРИНА, учитель-дефектолог Центра развития – детского сада №1678:

– Служба ранней помощи работает в Центральном округе уже семь лет, а группа «Особый ребенок» действовала в нашем ДОУ без особой рекламы. Служба ранней помощи предлагает современный комплекс услуг для родителей, имеющих детей в возрасте от рождения до трех лет. Исторически сложилось так, что эти дети всегда принадлежали медицинскому сектору услуг и педагогические услуги они могли получать уже далеко за рамками того периода, когда складываются основные базовые предпосылки для развития ребенка. Клиентами службы ранней помощи стали семьи, имеющие детей раннего возраста, и это очень важно, так как философия программы службы ранней помощи основывается на семейно-центрированном подходе. То есть семья и родители – главные и основные заказчики педагогических и медицинских услуг.

Кто может обратиться в службу ранней помощи? Изначально так складывалось, что туда обращались семьи, имеющие детей с серьезными нарушениями развития. По тому, как реализовывались эти программы, по тому эффекту, который они давали, было понятно, что спектр услуг может быть расширен, и соответственно сегодня в службу ранней помощи могут обращаться как семьи с детьми, имеющими глубокие нарушения в развитии, так и семьи с детьми с риском возникновения отставания в развитии, в том числе из группы социального риска. К семьям риска относятся те, что неблагополучны по социальному статусу, но также к этой группе могут быть отнесены семьи, которые приезжают в Москву из других регионов Российской Федерации, из ближнего и дальнего зарубежья, это молодые семьи, это семьи, где дети рождаются у несовершеннолетних родителей, в результате изнасилования или каких-то несчастных случаев. То есть это те семьи, где родители и дети могут испытывать риск отставания в развитии именно по социальным показаниям. Также в службу ранней помощи могут обращаться буквально все родители, заинтересованные в раннем развитии ребенка, но сталкивающиеся с какими-то проблемами, сложностями, ищущие ответы на вопросы, возникающие у них при эмоциональном общении как непосредственно с ребенком, так и с мужем, с бабушкой и так далее. Сегодня доля здоровых детей сокращается, и буквально последние данные Министерства здравоохранения и социального развития РФ говорят о том, что к 2025 году лишь 10% детей будут считаться здоровыми, все остальные дети будут относиться к группе риска в силу тех или иных нарушений в развитии. К сожалению, это так, и не стоит называть причины, которые могут к этому привести, их все хорошо знают.

Служба ранней помощи предлагает комплекс услуг для детей от рождения до трех лет, поскольку эти возрастные рамки несколько разнообразны, то предполагается сопровождение по двум этапам. На первом этапе ребенок от нуля до полутора лет обслуживается специалистами службы ранней помощи в условиях семьи, то есть специалисты приходят к детям домой или непосредственно родители приходят в службу ранней помощи, если не хотят, чтобы кто-то приходил к ним домой. Совместно команды специалистов (причем в эту команду непременно входят и родители, ибо они основные заказчики в конкретном случае педагогических, психологических или медицинских услуг) составляют индивидуальную программу, соответственно определяют формы реализации этой программы в условиях проведения занятий на базе семьи, или когда родители приводят детей в службу ранней помощи, а также длительность сопровождения. Все это делается совместно с родителями. После того как ребенок проходит первый этап – надомный, он переходит в адаптационную группу детского сада, которая, собственно говоря, создает благоприятные предпосылки для того, чтобы он мог пойти в ДОУ в зависимости от уровня своего развития (специальные, интегративные или инклюзивные группы либо лекотека), тут может быть использовано многообразие всей системы образования Москвы. Соответственно вся работа службы ранней помощи строится на основе индивидуальной программы, которая разрабатывается для каждого ребенка специалистами, причем в команду специалистов входит специальный педагог – это учитель-логопед или учитель-дефектолог, психолог, педагог по дополнительному образованию и медицинская сестра. Все эти специалисты готовы ответить на все те многообразные вопросы, которые естественным образом возникают у каждого родителя, когда у него рождается ребенок, тем более когда эта ситуация усугубляется какими-либо проблемами социального, медицинского или еще какого-то неблагополучия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте