Психологи приходят к единодушному мнению, что знакомство с миром профессий необходимо начинать с раннего детства. Вспомните, как малыши заслушиваются стихотворением Джанни Родари в переводе Самуила Маршака «Чем пахнут ремесла?».
Как классный руководитель 5‑го класса я использую программу внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий». Для меня важно, чтобы ученики овладели начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении, чтобы у них появилось позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура), сформировались коммуникативная, этическая, социальная компетентности.
Занятия наши проходят в формате игр, совместно-распределенной деятельности, создания мини-проектов, конструирования, участия в общественно полезном труде.
В процессе работы по этой программе ребята ознакомились со многими профессиями, узнали, в чем их особенности, каковы условия труда, провели диагностику, к чему они склонны, подготовили несколько познавательных мини-проектов. Например, составили книгу рецептов «Повар и поваренок», создали «Азбуку профессий», собрали сведения о профессиях нашего региона. Игры «Накрываем на стол», «Вкус и цвет», викторины «Все профессии нужны – все профессии важны» работали на то, чтобы ребята почувствовали профессию изнутри, попробовали себя в ней. Ну и, конечно, экскурсии, когда можно вживую увидеть все то, о чем прочел или узнал от взрослых, когда настоящие мастера рассказывают о своем труде. В организации экскурсий нам помогают и родители, приглашая к себе на работу, например в салон красоты или на фабрику микроэлектронной продукции. Ребята побывали на кондитерской фабрике, на мастер-классах в Университете дизайна и технологий имени Косыгина и агрокомбинате «Московский», на экскурсии в Геологическом музее. Изучение профессии фермера предполагало поездку на подмосковную ферму «Русский страус», профессии стеклодува – в музей елочной игрушки «Клинское подворье».
Итоговый результат работы по программе «Мир профессий» может быть представлен в виде индивидуальных или групповых проектов, творческих работ, самоанализа и самооценки (прохождение тестов «Интерес к профессии» и опросников профессиональных склонностей), компьютерной презентации или проектной работы «Профессии в моей семье».
Осуществлению профориентационной программы во многом помогают такие проекты Департамента образования и науки города Москвы, как «Субботы московского школьника», «Профессиональная среда», «Форсайт профессионального успеха». Они дают возможность учащимся почувствовать себя исследователями, пообщаться с настоящими учеными, сразиться в интеллектуальных турнирах, поучаствовать в разнообразных мастер-классах.
Вероника ТОМИЛИНА, учитель английского языка, классный руководитель школы №1861 «Загорье»
Комментарии