Все-таки удивительные люди – эти девушки: умницы, красавицы, с дипломами престижных вузов и в училищах работают! «А нам интересно! – утверждают. – Возраст у ребят хороший, думающий». Еще бы неинтересно. К примеру, Ирочка Циглис, преподаватель швейного дела в иркутском лицее №1, в свои 24 руководит училищным театром моды «Diamond», который соперничает с признанными модными коллективами Иркутска. Словом, участницы конкурса «Учитель года НПО-2004» Иркутской области убедили меня в том, что и в ПТУ можно получить качественное образование. Чего стоил только урок 26-летней Светы Хлебниковой, простите, Светланы Юрьевны, преподавателя обществоведения профессионального училища № 8 из города Ангарска. Казалось бы, скучный предмет – обществоведение, а уж тема «Экономические основы общества» – и того хлеще.
В изложении же Хлебниковой это оказалось увлекательнейшим занятием. Слова Конфуция, вынесенные в эпиграф урока: «В стране, где правят хорошо, страшатся бедности. В стране, где правят плохо, страшатся богатства», – сразу же дали понять, что урок будет предельно конкретным и острым. Скажем, налоги. Светлана Юрьевна не только вместе с мальчиками выяснила, что они бывают прямыми – с доходов граждан (подоходными) и косвенными – налог с расходов (то, что входит в цену товаров), но и подвела к проблеме. «Вот вы задумывались, хорошо это, что у нас самый низкий в мире подоходный налог – 13%, тогда как в Америке один из самых высоких – 60%?» – обратилась она к ребятам. Те сориентировались: «Зато у американцев зарплата такая высокая, что они все равно получают больше, чем мы».
– А вы знаете, например, сколько стоит бутылка водки на заводе? – продолжила мысль Светлана Юрьевна. – 15-20 рублей, а нам ее продают начиная от 40 и выше.
– Ого, это у нас такой высокий косвенный налог?! – удивились парни.
– Маленькая хитрость государства! – улыбнулась учительница. – Гражданам внушается, что прямой налог у нас низкий, а на самом деле с нас берут много на косвенном налоге.
И только после примера Хлебникова вывела формулу: «В развитых государствах прямой налог – высокий, а те страны, где он низкий, считаются развивающимися».
Урок Хлебниковой вообще покорил меня умением в предельно простой форме говорить о сложных вещах и выходить на высокое и вечное, рассуждая о самом что ни на есть материальном. Так, после совместного выяснения происхождения и видов денег, зарождения рынка и его законов наша героиня неожиданно спросила мальчишек:
– Как вы думаете, деньги портят людей?
В связи с вопросом Светлана Юрьевна напомнила об Иуде и его 30 сребрениках и о римском императоре, догадавшемся брать деньги за справление людьми естественной нужды, то есть с туалетов.
– Так деньги не пахнут? – хитро прищурилась учительница.
Ребята притихли. Однако Хлебникова не подвела учеников к однозначному ответу. Вместо этого она раздала небольшой рассказ о дореволюционном купце, или, как сказали бы теперь, бизнесмене Андрее, который заработал капитал упорным трудом, начиная с малых лет. Заработанные деньги Андрей вложил в маленькую пекарню, чуть не прогорел, но придумал ноу-хау – посыпать булочки душистыми травами – и в результате разбогател и завел большое дело. При этом он не забывал исправно платить работникам достойную зарплату и заниматься благотворительностью. Конечно, учитель нарисовал идеальный портрет предпринимателя. Однако теперь эти ребята будут знать, что есть и такая модель поведения состоятельного человека…
…Ей-богу, я даже позавидовала иркутским ребятам, идущим сегодня в профтех. Если в наших училищах будет больше таких педагогов, как Светлана Хлебникова, справедливо победившая на областном конкурсе «Учитель года НПО-2004», стране гарантировано новое поколение грамотных специалистов и думающих молодых людей.
Иркутск
Комментарии