Сын моих знакомых, живущий в небольшом голландском городе и обучающийся в basis school, готовится к единому экзамену. В случае успешной сдачи семи предметов он может продолжить обучение в navo (двухгодичный курс, дающий право на поступление в университет). Оценка по каждому предмету должна быть не меньше семи (по десятибалльной системе). В противном случае Дмитрий может рассчитывать только на профессиональные курсы (типа российских профтехучилищ). Наша школа еще только готовится к подобным испытаниям, главное из которых – единый экзамен.
Как он будет организован? Будем мы ли учитывать мировой опыт или вновь выберем свой собственный неповторимый путь?
Надо честно признать, что сегодняшняя система итогового контроля далека от совершенства и вряд ли открывает истинную картину знаний выпускников. Да, ежегодно происходят те или иные изменения в формах проведения итогового контроля. Вводятся региональные экзамены, которые потом неожиданно отменяются. Готовятся итоговые контрольные, вскрываются пакеты, а затем заявляется о переходе на открытые тексты. К каждой экзаменационной сессии в инструкцию об экзаменах вносятся новые положения. И все же по большому счету мало что меняется: те же приемные комиссии, состоящие из школьных учителей и представителей администрации, традиционная система оценивания, неизменный объем материала. Лишь изредка появится в школе курирующий инспектор, нарушив привычное течение выпускных экзаменов. Понимая школьные трудности, проверяющий вряд ли как-то может повлиять на формы, а тем более результаты итоговой аттестации. Вспоминается недалекое прошлое, когда инспекторский контроль был строже и серьезнее. Тогда мы были недовольны частыми проверками, сокрушались по поводу застоя и однообразия. Правда, сейчас, по прошествии десятилетий, понимаем, что в те годы спрос с выпускников был на порядок выше сегодняшнего. Всеобщность, доступность и вариативность образования обернулись, как это ни парадоксально, снижением его качества.
Не спасают и стандарты, идея которых вполне своевременна, разумна и полезна. Итоговые диагностические материалы, отвечающие базовым требованиям, хорошо разработаны лишь для выпускных 9-х и 11-х классов и явно недостаточно – для классов промежуточных. На каждом этапе обучения, а особенно в конце учебной четверти или полугодия, знания учеников должны быть оценены полно и всесторонне. Ведь для того, чтобы вывести ученика на единый экзамен, требуется целенаправленная система подготовительных средств.
Во время очередной встречи с голландским учеником я спросил его о процессе подготовки к итоговому испытанию. Оказалось, что у них существует довольно жесткая система промежуточных проверок – так называемые тентамены. Говоря нашим языком, серьезные зачеты или коллоквиумы, или, точнее, промежуточные экзамены, три в течение учебного года. Эти мини-экзамены принимает учитель-предметник совместно с коллегами. Промежуточные оценки формируют общую картину подготовленности ученика к заключительным испытаниям. Получив хотя бы на одном из тентаменов менее 5,5 балла, выпускник вряд ли может рассчитывать на допуск к единому экзамену. Несомненно, такой подход представляется разумным. Пройдя систему “отборочных туров”, ученик воспринимает единый экзамен как осознанную необходимость. При серьезном, продуманном подходе сам экзамен становится логическим продолжением рубежной диагностики. Если и мы хотим, чтобы единый экзамен стал объективной формой проверки знаний, контроль за ходом подготовки к нему должен быть серьезный и последовательный, с привлечением заинтересованных наблюдателей: учителей соседних школ, родителей, представителей общественности. Для этого нам надо преодолеть сложившиеся стереотипы, подняться на более высокий уровень осознания грядущих перемен.
Надо сказать, в настоящее время подготовительная система диагностики знаний у нас еще только начинает складываться. Не хватает методического обоснования, адекватного наполнения учебно-диагностических форм. Возьмем, к примеру, 8-й класс. Здесь явно недостаточно материалов для итогового и промежуточного контроля. Мы в основном проводим текущие тематические контрольные и очень редко проверяем знания школьников по окончании того или иного учебного промежутка. А ведь, оценив уровень знаний на рубеже четверти, полугодия, мы получаем реальную возможность скорректировать ход учебного процесса, помочь ученику проверить свои силы накануне более серьезного испытания.
К единому экзамену надо готовиться заранее, приучив детей к определенной системе диагностических средств. Понятно, что тестовые работы – одна из возможных, и далеко не единственных, форм проверки знаний. Сейчас идут споры о содержании контрольно-измерительных материалов для единого экзамена. Но о системе подготовительных работ говорится очень мало. Хотелось бы, чтобы уже сейчас у учителя был необходимый набор таких работ. Тогда процесс обучения получит больше динамики и последовательности.
Вспомним наши педагогические советы по допуску к итоговой аттестации. Сколько раз мы размягчаемся и разрешаем пересдать ученикам те или иные зачеты, чтобы получить заветную тройку. Не допускаем к экзаменам только отчаянного прогульщика, да и то в самый последний момент наше учительское сердце не выдерживает (ведь 11 лет учился!), и мы в очередной раз даем добро, тем самым обесценивая школьный аттестат. С введением системы промежуточных испытаний допуск к экзаменам решается как бы сам собой.
В концепции новой школьной реформы предлагается не только введение единого экзамена, но и изменение содержания образования, увеличение сроков обучения. То есть единый экзамен является закономерным следствием реформирования самой системы обучения.
В настоящее время единый экзамен как-то не вяжется с условиями, в которых работает школа: высокая наполняемость классов, слабая техническая обеспеченность учебного процесса, низкая зарплата учителей (несмотря на очередное повышение). Введение единого экзамена без решения перечисленных проблем вряд ли будет эффективно. Сейчас любой желающий ученик, закончивший 9-летнюю школу, может продолжить обучение в 10-м классе. Не секрет, что в 10-й класс приходит много слабых учеников, не способных воспринимать материал на соответствующем этому периоду обучения уровне. И это еще одна серьезная наша проблема. Если мы хотим получить на выходе грамотного и подготовленного ученика, то для этого требуется целый комплекс мер, начиная от разработки содержания образования до введения вступительных экзаменов при переходе от одной ступени обучения к другой.
…В учебниках математики и физики Дмитрия я увидел четкую градацию теоретического и практического материала. Разными цветами и шрифтами выделены уровни знаний. Для нас это не новость. Мы хорошо усвоили уровневую дифференциацию. Но у них, в отличие от нас, обучение на более низком уровне вряд ли позволит получить высшее образование. Обучаясь практически по одному и тому же учебнику, каждый голландский школьник уже заранее выбирает (оценивая свои возможности), на каком уровне он будет сдавать единый экзамен. Содержание учебников красочно оформлено, ясно прослеживается практическая направленность обучения, на каждой странице масса наглядных примеров из самой жизни. Ученик должен понимать, для чего нужны физика и математика.
В голландском учебнике для mavo (четырехгодичная ступень средней школы) мое внимание привлекла одна из фотографий. В большой аудитории за отдельными партами сидят ученики. На столах – листы для решения, письменные принадлежности и калькулятор. Полная сосредоточенность на лицах учеников, спокойствие и уверенность. Сразу задал вопрос Дмитрию: “Что это за фотография? Единый экзамен? А где комиссия? Кто в нее входит?” Оказалось, что в состав комиссии включают в основном учителей других школ. Не принято подходить к ученикам, а уж тем более подсказывать. Среди учеников недопустимо оборачиваться и спрашивать. Просто не принято. Каждый понимает, что единый экзамен – это шаг в будущее. Твердый или зыбкий – зависит от тебя самого. Поэтому Дмитрий готовится, как говорится, не “на жизнь, а на смерть”, преодолевая тентамен за тентаменом. И не толщина кошелька или положение, а каждодневный труд и знания служат ему основой успешной сдачи.
Алексей АЗЕВИЧ,
кандидат педагогических наук
Комментарии