Деятельностная цель: Формирование способности учащихся доказывать единство строения растительных и животных организмов. Образовательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий – обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость, подвижность, размножение.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода.Средства обучения: 1. Линия УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина (изд-во «Дрофа») Линейный курс.Учебник: Введение в биологию. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, 5 класс. 2. Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров. (Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева. М.: Дрофа, 2013.) 3. Таблицы с изображением растений, животных, грибов, бактерий.4. Раздаточный материал: Лист «Цветодневник учащегося».5. Электронное приложение к учебнику «Введение в биологию», 5 класс.6. Мультимедийный проектор.Ход урокаЭтап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности.Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рад встрече с вами. А какое настроение у вас, ребята?Учитель предлагает ученикам показать тот цвет, который соответствует их настроению. (Приложение 1.) Ученики, используя цветодневник (цветовой дневник настроения), отмечают цвет, соответствующий своему настроению на начало урока.Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.Учитель предлагает записать определения понятия «организм». Ученики записывают.Учитель предлагает распределить в колонки таблицы примеры живых организмов и объектов неживой природы (записать цифры). (Приложение 2.) Ученики выполняют задание.Учитель предлагает озвучить ответ на задание.Ученики выставляют в лист самоконтроля количество заработанных баллов за правильный ответ – от 0 до 9.Учитель предлагает назвать объекты, при классификации которых возникли затруднения. Ученики отвечают на вопрос.Учитель создает проблемную ситуацию, помогает сформулировать проблемный вопрос.Проблемный вопрос: Почему живые организмы могут самостоятельно существовать и что доказывает их отличие от неживой природы?Этап 3. Постановка учебной задачи.Учитель подводит учащихся к постановке цели урока в виде темы урока.Ученики проговаривают цель урока: ознакомиться с многообразием живых организмов, узнать, какие свойства характерны для живых организмов.Этап 4. Открытие нового знания.Учитель предлагает ученикам в паре выполнить задание: распределить живые организмы из таблицы на группы, записать результат в схему. (Приложение 3.)Ученики выполняют задание. Затем проверяют по образцу и выставляют в лист самоконтроля количество заработанных баллов за правильный ответ – от 0 до 7.Учитель: Ответьте на проблемный вопрос: что доказывает отличие живых организмов от неживой природы?Ученики читают текст учебника на стр. 5 и отвечают на вопрос, затем выставляют в лист самоконтроля количество заработанных баллов за правильный ответ – от 1 до 2.Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос «Почему живые организмы могут самостоятельно существовать?», заполнить таблицу. (Приложение 4.) Ученики заполняют таблицу «Основные признаки сходства и различия между растениями и животными».Ученики отвечают на вопрос и выставляют в лист самоконтроля количество заработанных баллов за правильный ответ – от 1 до 3.Этап 5. Первичное закрепление.Учитель предлагает ответить на вопросы:1) На какие царства ученые делят живую природу?2) Перечислите основные признаки живого.3) Чем растения отличаются от животных?4) Что такое обмен веществ? 5) Что такое выделение?6) Что такое раздражимость?7) Что такое размножение?Ученики отвечают на вопросы.Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.Учитель организует самостоятельную работу на карточках. Предлагает провести самопроверку по образцу с последующей самооценкой. (Приложение 5.) Ученики выполняют самостоятельную работу, проверяют работу по образцу:5 правильных ответов – 5 баллов;4 правильных ответа – 4 балла;3 правильных ответа – 3 балла.Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.Учитель предлагает выполнить тест «Что такое живой организм». Электронное приложение к учебнику. Биология. Введение в биологию. 5 класс.Ученики выполняют тест.Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока).Ученики отвечают на вопросы:Какую задачу ставили?Удалось решить поставленную задачу?Каким способом?Какие получили результаты?Что нужно сделать еще?Где можно применить новые знания?Учитель: Наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас сейчас? Ученики отмечают цвет, который соответствует их настроению на конец урока.Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке – сосчитать количество баллов, полученных за урок.26-23 – «5»22-16 – «4»15 и менее – «3»Домашнее задание: Выполнить задания 1-7 в рабочей тетради. Составить три вопроса к тексту.Анатолий МОСТОВ, учитель биологии средней школы №6 города Гаврилов Ям Ярославской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии