“Вузы – сельской школе” – так называется одна из приоритетных программ, над которыми намеревается работать в ближайшие годы главное управление образования Воронежской области.
Основных направлений несколько: открытие в районах филиалов крупных вузов (из государственных в этом пока больше других преуспел классический университет), создание университетских комплексов и, конечно же, работа педвуза. Какая именно, об этом я расспросила Вячеслава Подколзина, ректора Воронежского педагогического университета. Кстати, в нынешнем году университет отмечает свое 70-летие, а о том, насколько он известен и популярен, можно судить уже хотя бы по тому, что именно здесь учились 80 процентов педагогов области. Так как большинство школ сельские, то и учителя надо готовить соответственно, например, чтобы мог преподавать два, а то и три предмета: математику, информатику и физику, русский и английский.
С последним прямо беда, не хотят симпатичные девочки, владеющие “международным” языком, покидать по окончании учебы столицу Черноземья и отбывать в неизвестном направлении в “какую-то там” сельскую школу. Девочки хотят быть переводчиками или на крайний случай секретаршами-референтами в солидных фирмах. Понять их можно, особенно если сравнить зарплату в школе и в этих самых фирмах. А в некоторых деревнях тем временем ребятишки обходятся без уроков иностранного. Университет старается решить проблему, давая “русистам” вторую специальность – английский. Из 75 человек, ежегодно поступающих на филфак, 25 самых сильных параллельно обучаются преподаванию иностранного. Еще один вариант можно было бы назвать обучением на дому. В прошлом году администрация Верхнехавского района сама обратилась к ректору педуниверситета с просьбой подготовить им “англичан” из числа тех педагогов, что живут и работают в районе. Получить вторую специальность захотели не только словесники, но и учителя-биологи. Заключили договор, и преподаватели вуза стали ездить в район с лекциями. На сегодня, по словам Вячеслава Витальевича, в Верхней Хаве недостатка в учителях английского нет.
В Воронежской области разработана программа развития малочисленной сельской школы, университет тоже участвует в ней. У вуза есть свои школы – экспериментальные площадки, где отрабатываются методики и технологии преподавания в малых группах. Еще одно направление, которое может помочь сближению школы и вуза, – тот самый многострадальный ЕГЭ, о который сегодня ломается столько копий.
– Его введение можно поддерживать, можно не поддерживать – теперь это мало что изменит, – говорит Подколзин, – так как эксперимент уже идет. И с 2004 года, как говорит министерство, в стране будет вводиться единый экзамен. Если сейчас начнем к нему готовиться, потом будет легче. Чем мне лично импонирует ЕГЭ? Во-первых, мы действительно реально сможем оценить уровень подготовки выпускников средней школы, которого сегодня не знаем. У нас не ставят “неуды” при сдаче выпускных экзаменов. Они появляются потом, на вступительных в вуз. Второй плюс единого экзамена в том, что он не оставляет сомнений в объективности полученной оценки. Ведь порой доходит до нелепости: рассерженный отец прибегает к нам и начинает возмущаться тем, что его дочь “завалили” злые экзаменаторы, что она расстроена дальше некуда! Начинаем выяснять – оказывается, она вообще на экзамен не явилась. Девочка-артистка! К нам не пришла, а чтобы родители не ругали, устроила целый спектакль с рассказом о том, как старалась-сдавала, а ее “заваливали”. При едином экзамене подобное будет исключено, а, кроме того, вся эта грязь, в которой сегодня упрекают вузы, – взяточничество, коррупция, – уйдет в сторону. Мы сможем говорить о реальной чистоте экзамена. Но готовиться к нему надо уже сегодня.
О том, как Воронежский педагогический готовится к ЕГЭ, ректор нам тоже рассказал. В этом году университет заключил договор с центром тестирования Минобразования и единственный среди вузов области проводил централизованное тестирование. Ребята, прошедшие его успешно, будут зачислены в педуниверситет, а также по желанию смогут поступить в любой из более чем 300 вузов страны, принимающих итоги тестирования. В ходе экзамена выяснились любопытные вещи. На компьютерное тестирование пришли 35 человек (самые смелые и “продвинутые”), а на бланочное – все остальные, 744 человека! И тут не только страх перед новой малоизученной техникой, но и обычное незнание того, что предстоит делать. Кто объяснит и научит? Опять же некому, потому что для учителя, особенно в сельских школах, все эти тесты – пока тоже темный лес. Подколзин считает, что в педуниверситете необходима дополнительная специализация – тестолога, и она скоро появится в воронежском вузе.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии