Проблемы и перспективы развития высшей школы 18 февраля обсудили на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ. В дискуссии приняли участие депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, руководители вузов.
Открывая слушания, председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов отметил, что в современном мире развитие страны определяется в первую очередь ее интеллектуальным потенциалом. От качества подготовки специалистов зависит работа всех без исключения отраслей экономики.«С одной стороны, мы можем быть довольны нашим высшим образованием, во всяком случае, по количеству людей с вузовскими дипломами, – сказал он. – Но оснований для особой радости нет, потому что часто за этими цифрами стоят не самые качественные вузы и программы».По словам Никонова, на одно только перечисление «проблемных зон» высшего образования уйдет немало времени. Это и порядок приема студентов, и условия для занятий и проживания, и плата за обучение на коммерческих отделениях, и доступность высшего образования в малых городах и сельской местности, и стандарты образования, и последующее трудоустройство выпускников.«Огромный вопрос, может быть фундаментальный, – это финансирование нашего образования, заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, критерии оценки эффективности работы вузов, структура учреждений высшего образования, их слияние, особенно разнопрофильных вузов», – подчеркнул председатель комитета.Как полагает заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, задача обеспечения доступности бесплатного высшего образования успешно решена: на протяжении последних четырех лет каждый второй выпускник школы может поступить на бюджетную форму обучения в вуз. Работа над качеством образования продолжается.Заместитель министра также рассказал, что отраслевые министерства и объединения работодателей с учетом мнения субъектов Федерации прогнозируют до 2020 года возрастающую потребность в педагогах, медиках и инженерах. Необходимы будут специалисты в сфере информационных технологий, ядерной энергетики, авиационно-космической техники, технологий кораблестроения. Бюджетный прием на эти направления подготовки последовательно увеличивается при одновременном сокращении приема по направлениям «экономика», «менеджмент», «юриспруденция». В 2017 году 60% бюджетных мест придется на инженерные (46%) и педагогические (14%) специальности. Конкурс на эти направления уже заметно вырос, и большинство выпускников находят работу в течение первого года, в то время как самый низкий уровень трудоустройства по специальности «экономика».Расширяются связи вузов с крупнейшими промышленными предприятиями и госкомпаниями и практика целевого обучения, создания базовых кафедр, ежегодно растет доля прикладного бакалавриата, где практической компоненте уделяется особое внимание.В числе приоритетов Александр Климов назвал концентрацию ресурсов и построение крупных научно-образовательных комплексов.Заместитель председателя Комитета по образованию Надежда Шайденко затронула вопрос законодательного определения статуса аспирантуры, которая с некоторых пор стала третьим уровнем высшего образования. Но большое количество современных аспирантов не планируют в перспективе заниматься научной деятельностью. Ученая степень стала атрибутом социального престижа. А среди тех, кто готов заниматься наукой, около 40% предпочли в качестве места работы Германию, Англию, Францию и Канаду.Заместитель председателя Комитета Государственного собрания Республики Марий Эл по социальному развитию, ректор Поволжского государственного технологического университета Евгений Романов предостерег от системных ошибок в ходе реформирования высшей школы. Безусловно, стране нужны университеты мирового уровня. Но можно ли без региональных вузов решить в полной мере задачу кадровой поддержки развития регионов страны, остается вопросом. Треть структуры несырьевого экспорта России составляет продукция ТЭК, металлургии, АПК, объекты производства которых сконцентрированы по регионам. В то же время с каждым годом растет отток кадров и интеллекта из регионов в крупные мегаполисы, особенно в столицу. Только единицы, окончив столичный вуз, возвращаются на свою малую родину.«В итоге, – сказал Романов, – в глубинке образуется интеллектуальная пустыня, а в сельской местности – пустыня в прямом смысле слова. Только в 2014 году население малых городов и сел уменьшилось на 200 тысяч человек. Уезжают из-за желания скорейшего трудоустройства и последующей социализации в крупном мегаполисе. А экономика региона так и остается без интеллектуальной подпитки. Конечно, жесткого распределения быть не может, но нужно учитывать не только личные интересы выпускника, но и интересы государства».Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин также говорил о проблемах реорганизации и ликвидации вузов. Студентов стало почти вдвое больше, чем в советское время, но при этом количество «бюджетников» сократились. Вузов тоже стало больше, чем было в Советском Союзе, но в расчете на душу населения это все равно меньше, чем в США. Нет доказательств и тому, что чем крупнее вуз, тем умнее студенты. «Во всем мире лучшие вузы с наивысшим рейтингом средние или небольшие. А самые крупные вузы дают обычное массовое образование. И то, что многопрофильные вузы лучше профильных, тоже неправда», – уверен депутат.Президент Финансового университета при Правительстве РФ Алла Грязнова призвала не ставить знак равенства между процессом оптимизации и процессом слияния и поглощения вузов. Последний, по ее словам, зачастую приводит к потере управляемости и профессионализма.Директор Института образования человека, член-корреспондент РАО Андрей Хуторской многие проблемы высшей школы связывает с отсутствием соответствующей официально утвержденной доктрины образования. Необходимо также отработать и зафиксировать механизмы взаимодействия разных типов заказчиков образования – студентов, работодателей, регионов, страны в целом.На слушаниях был представлен проект рекомендаций, подготовленный на основании предложений участников. С учетом высказанных замечаний проект будет доработан и утвержден в качестве рекомендаций на заседании Комитета Государственной Думы по образованию в марте 2016 года.
Комментарии