search
main
0

Чем грозит системе образования демографический кризис?

Демографический спад не может не влиять на государственную политику в сфере образования. За 8 лет число школьников уменьшилось на 25% (с 22 до 14 миллионов человек), существенно снизился приток людей в среднее и начальное профессиональное образование, постепенно сокращается прием в вузы. Число учителей сократилось существенно меньше – на 10%. В связи с этим поставлена задача повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере образования, в первую очередь на уровне школы.

На 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходится в среднем 99 детей (в городе – 106 детей, а в селе – 79). детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, составила 1237,9 тыс. человек. педагогических работников ДОУ составила 638,8 тыс. человек, в том числе в городских поселениях – 506,1 тысячи, в сельской местности – 132,7 тыс. человек. Из общей численности педагогических работников 591,5 тыс. человек (92,6 %) – женщины. и стаж работы

Только в 2007 году по сравнению с предыдущим годом количество выпускников школ уменьшилось на 9%. В 2008 году ожидается сокращение числа выпускников 9-х классов на 19,3%, а 11-х классов – на 21,2% по сравнению с 2006 годом. В 2009-2010 годах ежегодное сокращение выпуска из 11-х классов составит в среднем примерно 10%. По прогнозам, в начальном и среднем профессиональном образовании к 2010 году число учащихся сократится соответственно на 36% и на 26%, а в высшем профессиональном образовании – на 16% по отношению к уровню 2006 года.

Уменьшение количества выпускников школ неизбежно приведет к серьезным структурным изменениям в сфере профессионального образования, а продолжающееся сокращение количества учеников в учреждениях общего образования – к сокращению классов-комплектов, школ и высвобождению учителей.

В немалом числе регионов России проблемы, связанные с сокращением классов-комплектов, учебной нагрузки учителей и уменьшением их заработной платы, уже обострились.

При всей неоднозначности прогнозируемых последствий принятого Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» (от 21.07.07 года №194-ФЗ) нельзя не учитывать, что увеличение продолжительности обучения молодежи в школе в определенной степени позволит смягчить негативные последствия демографической ситуации.

Профсоюз всерьез озабочен состоянием кадрового потенциала образовательных учреждений в целом и, в частности, в сфере общего и дошкольного образования, поскольку это напрямую влияет на перспективы развития сферы образования, а также на перспективы повышения эффективности деятельности и укрепления единства самого профсоюза.

Специалисты Центрального комитета провели анализ кадрового состава общеобразовательных и дошкольных учреждений на основании показателей статистической отчетности. Полагаем, что в связи с нарастанием процессов комплексной модернизации сферы образования этот материал важен для каждой территориальной организации.

Анализ кадрового состава общеобразовательных учреждений

1. Общие сведения о количестве общеобразовательных учреждений и обучающихся в них (источник: отчеты рик-76, рик-83).

Согласно данным государственной статистики, за последние 4 учебных года (с 2003/2004 по 2006/2007) общее число школ по Российской Федерации сократилось с 63362 до 58503, то есть на 4859. При этом число городских школ возросло с 33% до 34% от их общего количества, а число сельских уменьшилось с 67% до 66%.

Число учащихся за тот же период сократилось с 17,1 до 14,3 млн. человек (на 17%), а соотношение учеников городских и сельских школ практически не изменилось (69% и 31% соответственно).

2. Кадровый состав общеобразовательных учреждений и тенденции его развития

Численность

Число педагогических работников городских и сельских школ в целом продолжает сокращаться. Если в 1999-2000 учебном году их общее количество составляло 1555,9 тысячи человек (910 тыс. в городских и 645,9 тыс. – в сельских школах), то в прошедшем 2006-2007 учебном году общее количество педагогических работников составило 1311,8 тыс. человек. Сокращение – на 15,7%. Городские учителя в 2006-2007 учебном году составили 57% от общего числа учителей, а сельские – 43%.

Уровень образования

Наблюдается устойчивый рост доли учителей с высшим образованием. Она увеличилась с 77% в 1999-2000 учебном году до 81% в 2006-2007-м, в том числе по городским школам – с 82% до 87%, по сельским – с 70% до 75%.

Число учителей, имеющих среднее специальное образование, за тот же период сократилось в целом с 19% до 16%, в том числе в городе – с 15% до 11%, на селе – с 26% до 22%.

Доля учителей с незаконченным высшим образованием за эти годы не менялась и равна трем процентам.

В то же время нельзя не отметить снижение количества учителей, работающих в отрасли и имеющих среднее специальное педагогическое образование. Оно сократилось с 17% до 14% (город – с 13% до 9%, село – с 23% до 19%).

Возраст и стаж работы

Ежегодно на 1% увеличивается число учителей пенсионного возраста, а в целом этот показатель вырос с 10% в начале 2000-2001 учебного года до 16% в прошедшем учебном году. В городских школах с 1999-2000-го по 2006-2007 учебный год число учителей-пенсионеров выросло с 13% до 19%. Число учителей-пенсионеров в сельских школах за тот же период увеличилось с 8% до 13%.

Одновременно наблюдается устойчивый рост числа учителей со стажем свыше 20 лет. Если в 1999-2000 учебном году таких педагогов насчитывалось 36%, то в 2006-2007 учебном году – 47%, то есть почти половина педагогического корпуса (по городу рост с 37 до 48%, по селу – с 34 до 46%).

Количество же учителей со стажем педагогической работы до 5 лет, то есть молодых учителей, снизилось с 225 тысяч (15%) в 2000-2001 учебном году до 130 тысяч (10% от всех учителей) в 2006-

2007-м, в том числе по городским школам – с 14% до 9%, по сельским – с 15% до 11%.

Подавляющее большинство педагогического корпуса по-прежнему составляют женщины, и их становится все больше: 87% против 85% за тот же рассматриваемый период. Число женщин – городских учителей с 1999-2000-го по 2006-2007 учебный год выросло с 89% до 91%, а сельских – с 80% до 82%. Самое большое количество женщин на протяжении последних четырех лет наблюдается среди учителей начальных классов – стабильно 99%.

Следует отметить, что кадровый состав сельских школ по характеристикам «пол» и «возраст» более разнообразен, чем в городе, что объясняется бедственным положением российского села, где любая постоянная работа является привлекательной.

3. Распределение педагогических работников по разрядам ЕТС

С 2003-2004-го по 2006-2007 учебный год возросло число учителей, чей труд оплачивается по 14-му разряду ЕТС: с 16 до 19%. Соответственно, немного уменьшилась доля учителей, работающих по 8-10-му разряду, а также 12-му.

В городских школах с 2000-2001 учебного года число учителей, работающих по 7-11-му разряду, в сумме уменьшилось с 20% до 10%, по 12-му разряду – с 32% до 22%.

На селе с 2000-2001 учебного года произошли следующие изменения в оплате труда учителей:

– стабильно уменьшалась доля педагогов, чей труд оплачивается по 7-12-му разрядам ЕТС;

– стабильно росла доля учителей, работающих по 13-14-му и 15-му разрядам ЕТС.

Статистика последнего года не содержит данных по оплате труда 47,9 тысяч (6%) городских учителей и 13,3 тысяч (более 2%) сельских учителей, что, по всей вероятности, связано с введением новых систем оплаты труда (НСОТ) в сфере образования.

С 2005-2006 учебного года в статистической форме 83-рик появилась колонка, где образовательные учреждения могут указать число учителей, работающих по 6-му разряду. В текущем учебном году таких педагогических работников насчитывается 544 человека.

Выводы

Рассматривая в динамике изменения кадрового состава общеобразовательных учреждений, начиная с 1999 года, можно считать устойчивый рост количества педагогических работников, имеющих высшее образование.

Особо следует обратить внимание на учителей начальных классов, где также наблюдается рост учителей с высшим образованием с 56% в 2003-2004 учебном году до 62% – в прошедшем. Однако этот показатель остается одним из самых низких по сравнению с учителями других специальностей.

Невозможно установить, какая доля учителей с высшим образованием имеет высшее педагогическое образование, поскольку в официальной статистике такого показателя нет.

В целом же статистические данные явно свидетельствуют о нарастающем кризисе кадрового состава общеобразовательных учреждений, связаном в первую очередь со «старением» педагогического корпуса и непривлекательностью для выпускников учреждений профессионального педагогического образования учительской профессии, особенно для мужчин.

Старение» учителей особенно интенсивно происходит в городских школах, где в текущем учебном году работают всего 9% учителей со стажем педагогической работы до 5 лет и 48% педагогов со стажем свыше 20 лет. В сельских школах дела обстоят лучше (11% учителей со стажем до 5 лет и 46% педагогов со стажем свыше 20 лет), но незначительно. Доля учителей со стажем работы до двух лет в целом снизилась до 4%, тогда как в 2000-2001 учебном году их было 6% при 36% учителей со стажем свыше 20 лет.

Особенно серьезными представляются эти цифры, если вспомнить о «синдроме профессионального выгорания», заболеваниях учителей, о том, что система повышения квалификации дает сбои. За 20 и более лет учитель обучил огромное количество детей, им накоплен бесценный опыт, человеческий и педагогический. Но качество этого опыта, его «окраска», вероятнее всего, оставляют желать лучшего и слишком часто по объективным, не зависящим от учителя причинам: перегрузка на работе, отсутствие полноценного отдыха, стресс из-за низкого качества жизни, высокий уровень заболеваемости.

Тем не менее учителя пенсионного возраста вынуждены продолжать трудовую деятельность из-за низкого уровня пенсионного обеспечения, а молодых специалистов не устраивает уровень существующей заработной платы.

Не вызывают оптимизма совместные усилия региональных властей, органов управления образованием и территориальных организаций профсоюза по привлечению в сферу образования молодых специалистов, выпускников учреждений профессионального педагогического образования: в большинстве регионов отсутствуют программы «Педагогические кадры», а льготы для молодых специалистов незначительны.

Разбалансирован рынок педагогического труда. В качестве примера приведем данные Кировстата (журнал «Человек и труд», №5, 2007 год). В Кировской области наблюдается дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, который не уменьшается ни в территориальном, ни в профессионально-квалификационном разрезе. Например, наблюдается перепроизводство учителей начальных классов в 39 раз. Одну из причин происходящего Кировстат видит в недостатках системы подготовки кадров: продолжается выпуск избыточных на рынке труда области специалистов и не увеличивается подготовка дефицитных. «В результате многие выпускники не смогли трудоустроиться по полученной в учебном заведении профессии. В 2005 году органами службы занятости на учет поставлены 422 выпускника учреждений высшего, 1142 – среднего, 971 – начального профессионального образования. Часть из них пришлось переобучать по профессиям, востребованным на рынке труда». В то же время в 2005 году в банке вакансий областной службы занятости значительная доля вакансий (14,8%) приходилась на сферы здравоохранения, социального обеспечения, образования и культуры.

О закреплении на селе молодых специалистов

В целях привлечения и закрепления на селе молодых квалифицированных кадров в национальный проект «Развитие АПК» было включено направление по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей).

Правовой основой решения этой задачи является федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», в рамках которой постановлением Правительства РФ №190 от 03.04.07 указанное направление включено самостоятельным разделом. За 2006-2010 годы 73,65 тыс. молодых специалистов (или их семей) агропромышленного комплекса, социальной сферы села смогут приобрести или построить в сельской местности жилье с использованием государственной поддержки.

Прoграмма декларирует «повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда», а также ставит целью «довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов; повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 40-45 процентов».

Финансовый механизм реализации этих мероприятий предусматривает долевое участие средств федерального бюджета (30%), региональных бюджетов (40%) и внебюджетных источников (30%).

Минсельхоз России заключил соглашения о сотрудничестве и софинансировании указанных мероприятий с 79 субъектами РФ и начиная с августа 2006 года на эти цели средства федерального бюджета перечисляются в регионы.

По сведениям Минсельхоза России, Республики Башкортостан, Татарстан, Ингушетия, Дагестан, Алтайский край, Калининградская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Волгоградская, Вологодская области даже перевыполнили принятые в ходе реализации нацпроекта обязательства по количеству жилья, предоставленного молодым семьям и специалистам.

Рекомендуем территориальным организациям профсоюза провести мониторинг реализации программы в отношении молодых специалистов из числа педагогических работников и их семей.

Анализ кадрового состава дошкольных образовательных учреждений

По данным Росстата, на конец 2006 года в России функционировало 46168 дошкольных образовательных учреждений, в том числе в городских поселениях – 26385, в сельской местности – 19783. Общее количество мест в детских садах – 4763,7 тысячи, число групп – 238,6 тысячи.

В дошкольных образовательных учреждениях в указанный период воспитывалось около 4 713,2 тыс. детей, в том числе в городских поселениях – 3 752,8 тыс., в сельской местности – 960,4 тысячи.

На 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходится в среднем 99 детей (в городе – 106 детей, а в селе – 79). Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, составила 1237,9 тыс. человек.

Численность педагогических работников ДОУ составила 638,8 тыс. человек, в том числе в городских поселениях – 506,1 тысячи, в сельской местности – 132,7 тыс. человек. Из общей численности педагогических работников 591,5 тыс. человек (92,6 %) – женщины.

Начиная с 2003 года численность педагогических работников ежегодно увеличивается на 10 тысяч, несмотря на сокращение количества ДОУ. Этот рост отражает организационные и содержательные изменения, происходящие в системе дошкольного образования. В настоящее время сеть ДОУ включает в себя многофункциональные детские сады, ориентированные на потребности общества и индивидуальные особенности развития детей. Появление детских садов присмотра и оздоровления, компенсирующих видов, центров развития ребенка, образовательных учреждений «начальная школа – детский сад», групп кратковременного пребывания потребовало кадрового обеспечения реализуемых ДОУ общеобразовательных программ различной направленности.

В среднем педагогическая нагрузка в ДОУ составляет 1,4 ставки, при этом в городских поселениях педагоги в конце 2006 года фактически работали на 1,9 ставки. Такая перегрузка не может не сказываться на качестве образовательных услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями. При этом педагогические работники нередко выполняют одновременно неквалифицированную работу, восполняя нехватку младшего обслуживающего персонала.

Укомплектованность штатов ДОУ на конец 2006 года в целом составила 97,3%, в городских поселениях – 97% и в сельских поселениях – 98,5%.

Уровень образования и стаж работы

Образовательный уровень педагогических кадров ДОУ остается самым низким в отрасли, несмотря на незначительный рост количества педагогов, имеющих высшее образование (в 2005 году – 35,1% , в 2006 году – 36,9%).

Среднее профессиональное образование имеют 57,3% педагогов, при этом численность педагогических работников ДОУ, имеющих среднее педагогическое образование, постоянно снижается (2003 год – 57,2%, 2004 год – 55,5%, 2005 год – 53,8%, 2006 год – 52,1%).

Традиционно остается высокой доля педагогов с высшим образованием среди учителей-дефектологов и логопедов – 95,6% и 95% соответственно, а также педагогов-психологов – 90,4%. Это связано с тем, что одним из квалификационных требований по этим должностям является наличие обязательного высшего профессионального образования.

Среди руководителей ДОУ высшее образование имеют 60,7%, в том числе в городских поселениях – 77,5%, в сельской местности – 20,2%.

За последние четыре года образовательный уровень воспитателей ДОУ фактически не менялся и в 2006 году распределился следующим образом:

– высшее образование имели 26,3% воспитателей (в городских поселениях – 28,5%, а в сельской местности – 17,1%);

– среднее специальное образование – 67,5% воспитателей, в том числе педагогическое – 61,9% (в городских поселениях – 65,4%, а в сельской местности – 76,2%).

Преобладающее количество педагогов ДОУ имеют стаж от 15 и более лет, и темпы увеличения численности этой категории работников нарастают (1994 год – 36,3%, 2003 – 52,8%, 2006 – 54,3%). К сожалению, количество педагогических работников ДОУ со стажем до 5 лет составляет лишь 17,3% (2006 год) и пока не имеет тенденции к увеличению.

Отсутствие ясной и последовательной кадровой политики в сфере дошкольного образования на федеральном уровне и в первую очередь низкий уровень заработной платы является главной причиной дальнейшего снижения престижности труда в ДОУ, преградой для повышения требований к квалификации работников, обновления кадров. Сложившаяся кадровая ситуация делает невозможной реализацию задач по повышению эффективности дошкольного образования, оптимизации интеллектуальной нагрузки на детей, а также по выполнению мер для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования.

Анализ статистических данных подтверждает актуальность проблем, поднятых в постановлении Президиума ЦК Профсоюза от 20 февраля 2007 года «О положении работников дошкольных образовательных учреждений и действиях Профсоюза». А значит, профсоюзу и его территориальным организациям необходимо продолжать работу по реализации задач, поставленных Президиумом Центрального Комитета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте