За окном вовсю шагает XXI век. Это век расцвета всеобщей компьютеризации, цифровых технологий и робототехники. Но не теряется за всеми этими достижениями прогресса связь наших детей со своей малой родиной, с ее историческими корнями, славным героическим прошлым.
Меня как мать двоих детей, учащихся Центрального округа, всегда волновал вопрос нравственного воспитания в школе. Ведь 80% того, что закладывается в школе, сохраняется на всю жизнь и во многом ее определяет. От работы учителя зависит то, какими вырастут наши дети. Нас как родителей всегда волнует вопрос: будут ли дети любить и уважать свою родину, любоваться природой или останутся к ней равнодушными?
У каждого есть на свете свой родной уголок, который ему близок, где он родился или где прошли его школьные годы. И куда бы ни забросила его судьба, он помнит это уголок. Его тянет вернуться в родные стены, посидеть за знакомой партой. Наша задача, задача родителей и учителей, – помочь маленькому гражданину обрести чувство любви к своему Отечеству.
В связи с этим мне хочется рассказать об опыте работы школы №465 ЦАО. После того как я получила второе высшее – педагогическое – образование, здесь началась моя трудовая деятельность в качестве педагога дополнительного образования. Наша школа находится в тихом московском переулке, недалеко от Таганской площади, в окружении древних монастырей: Спасо-Андрониковского, Покровского, Новоспасского. Видимо, само расположение школы подсказало нам идею создания школьного эколого-этнографического музея «Крутоярье», потому что ближайшая к школе улица раньше называлась Крутоярской. Идейным вдохновителем создания музея была директор школы Т.Ф.Махмутова. Это предложение совпало с моим видением мира как матери и как педагога. Сначала я изучила опыт школьных музеев нашего округа, а потом и города. Особенно помогли мне руководители музея «Живуны» школы №930 ЮЗАО Н.Т.Гуревичева и краеведческого музея района Ивановское школы №905 ВАО Н.Ю.Степанова.
Давно известно, что работа станет эффективной лишь при условии, если родители, бабушки и дедушки будут не только помощниками, но и союзниками педагогов. Так и произошло в нашей школе. Каждому находилось дело. Особенно большую помощь оказали родители 8-го класса «А» И.Д.Дьячук, И.Н.Губанова, Е.С.Пискунова, Е.С.Подгорова.
Теперь музей выполняет задачу по организации интересного, развивающего досугового времени учащихся. С помощью музейных средств происходит всестороннее гармоничное развитие каждого ребенка, который сюда приходит. А занимаются на базе музея ученики разных возрастных групп – со 2-го по 8-й класс. Музей «Крутоярье» формирует у школьников общий широкий кругозор, чтобы родной город воспринимался как уникальная частичка огромного мира (стендово-витринная экспозиция «На семи холмах»), развивает у учащихся способность видеть прекрасное в окружающей природе родного края (стендовая экспозиция, посвященная экологии Москвы) и в произведениях народных мастеров (стендово-витринная экспозиция «Мастеровое Подмосковье»).
Мне удалось сплотить вокруг музея ребят, которые стали его активом: Алису Волкову, Анну Сысойкину, Лилию Невмятову, Татьяну Леонтьеву, Ольгу Тюхтину. Это мои первые помощники и верные друзья, с которыми я советуюсь, решаю самые разные проблемы. Эти ребята работают в музее экскурсоводами и теперь стали настоящими профессионалами своего дела. Также учащиеся занимаются проектной и исследовательской деятельностью (краеведческая работа «Монастыри Москвы», экологическая работа «Природа и город», научно-исследовательский проект «Картофель – второй хлеб человечества», исследовательский проект «Мир воды»), ребята принимали активное участие во Всероссийском интернет-конкурсе буклетов «Мой музей» и получили Диплом I степени.
Я очень надеюсь, что ребята, однажды выполнив самостоятельную исследовательскую работу, и в дальнейшем не утратят интереса к творческой деятельности. Школьный музей «Крутоярье» поможет им в приобретении новых знаний, а изучение истории Москвы, великого культурного наследия сделает ребят настоящими патриотами, людьми, которые будут ощущать себя гражданами большой страны и частью ее истории. Мне хочется привести слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Долг перед Отечеством – святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый юный гражданин дорожил этой святыней». Очень верю в то, что, лучше узнав наш город, исследовав памятники старины, полюбив его маленький кусочек, Таганку, ученики нашей школы проникнутся чувством гордости и преданности Отечеству и передадут свои знания и чувство истории своим детям, как это делаю я.
Таганка – наш родной район,
На Воронцовской жил мой
прадед,
Передавая детям мастерство.
Здесь дед работал на Гужоне,
Что у Рогожской слободы.
Отец ходил в седьмую школу,
Откуда призван был на фронт.
На Абельмановской заставе
Жила я целых десять лет.
Теперь и сын, и дочь – таганцы,
Они тебя своей зовут.
Какое счастье, что, Таганка,
На свете есть ты у меня.
Ведь лучше места я не знаю,
Чем сердцу милая земля.
Для тех, кто не знает: Гужон – теперь металлургический завод «Серп и Молот», а седьмая школа – теперь школа №455.
О.ТАУЛЬ, мать двоих детей – учащихся Центрального округа
Комментарии