search
main
0

Чем больше коэффициентов _ тем… хуже. или Как рассчитать субвенцию

Министерство финансов РФ 27 августа 2004 года издало приказ №243 «О методических рекомендациях субъектам РФ и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений». Этот документ является руководством к действию для финансовых органов и органов управления образованием.

Цель приказа – оказать содействие субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в совершенствовании межбюджетных отношений с учетом новых требований налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 4 июля 2003 года №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2004 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления несут сегодня ответственность не за финансирование тех или иных муниципальных учреждений, а за весь комплекс мероприятий, имеющий конечной целью предоставление бюджетных услуг. Мерой эффективности деятельности органов местного самоуправления становится качество предоставленных бюджетных услуг, а не своевременность и объемы бюджетного финансирования.

Расходные обязательства муниципальных образований могут вводиться как федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (например, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями), так и органами местного самоуправления муниципальных образований. Финансовое обеспечение расходных обязательств заключается в предоставлении бюджетных средств из собственных доходов, которые будут либо направлены на непосредственное финансирование соответствующих расходов, либо переданы другим органам публичной власти в виде субвенций.

Для исполнения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить предоставление местным бюджетам субвенций в объеме, установленном федеральным и (или) региональным законодательством. Законы, принимаемые на уровне субъекта РФ, должны содержать методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий и распределения их между муниципальными образованиями.

Согласно п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от

4 июля 2003 г. №95-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять субвенции местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов по содержанию зданий и коммунальных расходов, отнесенных к полномочиям местного самоуправления).

В соответствии с федеральными законами №131-ФЗ №123-ФЗ от 7 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений», к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставление дополнительного и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Данное положение означает, что учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования находятся в муниципальной собственности. Их количество и размеры, число занятых в них работников, размеры оплаты их труда (в части превышения уровня, установленного региональным законом), определяются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов самостоятельно. Расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды производятся из местных бюджетов за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование общеобразовательных учреждений в части организации учебного процесса. Данные субвенции рассчитываются для каждого муниципального района (городского округа) исходя из численности учащихся, детей соответствующих возрастных категорий, других параметров, отражающих потребность в получении общеобразовательных услуг. Если исполнение (финансирование) местными органами власти полномочий по организации образовательного процесса будет осуществляться таким образом, что размер выделенной субвенции будет недостаточным, органы местного самоуправления не могут претендовать на увеличение субвенции.

При этом распределение субвенций на указанные цели с использованием показателей, характеризующих потребность соответствующих категорий населения в получении общеобразовательных бюджетных услуг, формирует устойчивую зависимость между спросом граждан и его удовлетворением за счет бюджетных средств.

Размер конкретной субвенции местному бюджету в общем случае рассчитывается по следующей формуле:

Si = Р • Пi • КРПi, где

Si – объем субвенции для i-го муниципального образования;

Р – расчетный норматив расходов на исполнение делегированного государственного полномочия в расчете на одного потребителя бюджетных услуг в среднем по субъекту Российской Федерации, устанавливаемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (либо соответствующим федеральным законом);

Пi – количество потребителей соответствующих бюджетных услуг (численность соответствующей категории населения, объектов социальной сферы и т.д.) в i-м муниципальном образовании;

КРПi – поправочный коэффициент расходных потребностей i-го муниципального образования, отражающий объективные различия в стоимости предоставления данным муниципальным образованием соответствующих бюджетных услуг в расчете на одного потребителя.

Указанный коэффициент в общем виде определяется путем соотношения значения показателя, который отражает наиболее существенные факторы, влияющие на стоимость предоставления определенной бюджетной услуги в конкретном муниципалитете, с аналогичным показателем в целом по совокупности муниципалитетов (в среднем по субъекту Российской Федерации). Так, например, для расчета поправочного коэффициента расходных потребностей при распределении субвенций на общеобразовательный процесс целесообразно использовать такие значения, как стоимость набора товаров и услуг, входящих в состав прожиточного минимума (в конкретном муниципалитете относимый к средней по региону стоимости минимального набора), поскольку именно этот показатель будет отражать различный уровень потребности в расходах на заработную плату учителей, составляющих большую часть затрат на учебный процесс. Можно применять и районные коэффициенты к заработной плате.

Исполнение делегированного полномочия органами местного самоуправления может быть связано с оказанием бюджетных услуг не одной, а нескольким категориям потребителей бюджетных услуг. В этом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны устанавливать различные нормативы расходов для разных категорий потребителей соответствующих бюджетных услуг.

Формула для расчета такого поправочного коэффициента может быть представлена в следующем виде:

КРПi = Ki / Kr,

КРПi – поправочный коэффициент для i-го муниципального образования;

Ki – стоимость одинакового объема товаров и услуг, сопоставимого по структуре с передаваемыми полномочиями, в i-ом муниципальном образовании;

Kr – стоимость одинакового объема товаров и услуг, сопоставимого по структуре с передаваемыми полномочиями, в среднем по субъекту Российской Федерации (по всем муниципальным образованиям).

В случае сложного по экономической и функциональной структуре характера расходов на реализацию передаваемых органам местного самоуправления полномочий можно применять сразу несколько поправочных коэффициентов. При этом если соответствующие данным коэффициентам затраты имеют различный удельный вес в общем составе расходов, целесообразно использовать для различных коэффициентов соответствующие удельные веса.

Так, например, если в составе расходов на передаваемые субвенции на финансирование общеобразовательного учебного процесса заработная плата с начислениями занимает 80 %, а прочие расходы (расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) – 20%, то может использоваться следующая формула:

КРПi = 0,8 • Zi / Zr + 0,2 • Pi / Pr,

КРПi – поправочный коэффициент для i-го муниципального образования для оценки различий в потребности расходов на общеобразовательный учебный процесс;

0,8 – доля расходов на заработную плату с начислениями в общем объеме расходов на учебный процесс в среднем по субъекту Российской Федерации;

Zi – стоимость минимального набора товаров и услуг, отражающего потребность в заработной плате (районный муниципальный коэффициент к заработной плате), в i-ом муниципальном образовании;

Zr – стоимость минимального набора товаров и услуг, отражающего потребность в заработной плате (районный муниципальный коэффициент к заработной плате), в среднем в субъекте Российской Федерации (во всех муниципальных образованиях);

0,2 – доля расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в общем объеме расходов на учебный процесс в среднем по субъекту Российской Федерации;

Pi – средний уровень цен на соответствующие категории товаров в i-ом муниципальном образовании;

Pr – средний уровень цен на соответствующие категории товаров в среднем по субъекту российской Федерации (во всех муниципальных образованиях).

Количество поправочных коэффициентов, применяемых для расчета, должно определяться так, чтобы их использование не приводило к чрезмерному усложнению расчетов и не вносило неоправданные с финансово-экономической точки зрения искажения.

Примечание

Потребителями услуг начального и среднего образования считаются дети в возрасте от 6 до 16 лет. В качестве удорожающих факторов можно использовать коэффициент, учитывающий малокомплектность школ в сельских районах, а также коэффициент цен (для регионов, в которых наблюдаются существенные различия в уровнях цен по территории региона). В случае использования коэффициента малокомплектности он должен рассчитываться исходя из существующей системы расселения (плотности населения), а не фактической численности учащихся.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте