Цели урока: воспитание правовой культуры учащихся, способствовать негативному отношению к правонарушению, продолжить работу по формированию умений работать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать, вести дискуссию, работать с литературой, развивать у учащихся способность противостоять давлению со стороны окружающих.
Обеспечение урока: Уголовные кодексы на каждом столе.
Литература
1. Основы правовых знаний, т.1, М., Вита-Пресс, 1999.
2. Методическое пособие по курсу “Основы правовых знаний”, М., Вита-Пресс, 1999.
3. Мой выбор, учебно-методическое пособие для учителей средней школы, М., ЗАО “Учительская газета”, 2000.
4. Комментарии к Уголовному кодексу РФ, М., Юрист, 1999.
5. Уголовное право России, часть общая, М., Бек, 1999.
Методические рекомендации
Занятие лучше построить по методу критического мышления. Учитель начинает свой урок с истории, которая недавно произошла в городе.
“Славик, Андрей и Николай учились в 10-м классе. Нельзя сказать, что у них были общие интересы, но жили в одном доме, поэтому часто бывали вместе. Андрей и Николай учились неплохо. Славик похуже. Он еще с 13 лет дружил в основном со старшими мальчиками. В 9-м классе вместе с друзьями ограбил магазин. Их поймали, судили, и мальчик получил условный срок.
Однажды вечером, когда все уроки были сделаны, Слава, Андрей и Николай сидели у подъезда. Вдруг они увидели, что Олю, их одноклассницу, провожает какой-то парень, явно не из их района. Славик предложил ребятам проучить незнакомца. Мальчики колебались, им было непонятно – зачем это? Но “опытный” Славик объяснил, что “они мужчины, что это их двор и они не должны позволять кому попало приходить сюда без их разрешения”. Потом он заявил, что Андрей и Николай слюнтяи, и он без их помощи разберется с незнакомцем, отстоит честь двора”.
Далее учитель предлагает ребятам в группах обсудить следующие вопросы:
Как вы думаете, что испытали ребята в этой ситуации?
То, о чем просил Славик, – это товарищеская услуга?
Не помочь Славику – это предательство?
Какой вы видите выход для Андрея и Николая из этой ситуации?
После этого ребята, работая в группах, заполняют следующие таблицы:
1-я группа: “Мой выбор – надо помочь Славе”.
2-я группа: “Мой выбор – Славе помогать не надо”.
3-я группа: “Мой выбор – Славу нужно отговорить”.
Один вариант таблицы могут заполнять 2-3 группы. В ходе обсуждения они могут дополнять друг друга. Учителю желательно систематизировать высказывания учеников, показав все возможные последствия того или иного выбора.
После обсуждения ребятам надо постараться найти несколько способов решения проблемы. Вот несколько решений:
Шутки помогут ослаблять напряжение в сложившейся ситуации.
Обоснованный аргумент может решить ситуацию в вашу пользу.
Продолжение истории.
“Ребятам после слов Славы стало стыдно, и они согласились помочь товарищу. Когда незнакомец возвращался, мальчишки затеяли с ним ссору, началась драка. Точнее, это была не драка, а избиение, ведь численный и физический перевес был на стороне “хозяев” двора. Когда мальчишка упал и перестал защищаться, ребята пошли домой”.
“Через два дня Славик сообщил своим друзьям, что незнакомец лежит в больнице, у него сотрясение мозга и милиция ищет тех, кто его избил. Андрей и Николай испугались. Слава их успокоил, сказав, что надо все отрицать и в случае чего говорить, что незнакомец сам затеял ссору. А если даже их поймают, то им ничего не будет, – он-то знает. А авторитет ребят во дворе и в школе после этого только возрастет. Андрея это успокоило, но Николай переживал. На следующий день в школу пришел сотрудник милиции. Он беседовал и со Славой, и с Николаем, и с Андреем. Однако мальчишки отрицали свою вину в случившемся”.
Вопросы:
Как бы вы поступили на месте Николая и Андрея?
Есть ли у ребят выход из этой ситуации?
Попросите ребят, работая в группах от имени участников истории, заполнить таблицы.
1-я группа: “Мой выбор – надо помочь правоохранительным органам в раскрытии этого преступления”.
2-я группа: “Мой выбор – не надо помогать правоохранительным органам в раскрытии этого преступления”
Как и в первом случае, один вариант таблицы могут заполнять 2-3 группы. В ходе обсуждения они могут дополнять друг друга. Учителю желательно систематизировать высказывания учеников, показав все возможные последствия того или иного выбора.
Продолжение истории.
“Николай стал переживать еще сильнее после прихода в школу милиционера. Он не удержался, и все рассказал родителям. В тот же вечер мальчик с мамой и папой сходили в больницу к избитому мальчишке. Коля с ним поговорил и извинился за свои действия. Родители пообещали возместить все расходы, связанные с пребыванием в лечебном учреждении. После разговора с родителями и похода в больницу на душе мальчика стало легче. Утром с мамой он отправился к Славе и Андрею. Те вновь отказались признавать свою вину и извиняться перед пострадавшим. В милиции Николай честно все рассказал и раскаялся в совершенном. Андрей и Слава бравировали, заявляя, что лучше пусть будет суд, но унижать себя извинениями они не станут”.
Задание учащимся.
Прочтите ст.ст. 112, 90, 91, 92 УК РФ “Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних”. И ответьте, как, на ваш взгляд, закончилась эта история?
Окончание истории
“Андрей и Слава были осуждены по ст. 112 УК РФ за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью”. Андрей получил 2 года условно с испытательным сроком 1,5 года. Славу отправили в воспитательную колонию общего режима на 3 года. Суд признал, что исправление Николая может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия и освободил его от уголовной ответственности”.
Вопросы:
На чем было основано решение суда в отношении Николая?
Почему принудительные меры воспитательного воздействия не были применены к Андрею и Славе?
В конце ребятам предлагается написать в рабочих тетрадях 5 слов о своем отношении к проблеме урока.
Информация для учителя
Гуманный подход проявляется к несовершеннолетним, виновным в совершении преступления, и в тех случаях, когда им назначается уголовное наказание.
Из 13 видов наказания, предусмотренных ст.44 УК, к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, могут применяться лишь 6 видов наказания (ст.88 УК):
1) штраф;
2) лишение права заниматься определенной деятельностью;
3) обязательные работы;
4) исправительные работы;
5) арест;
6. лишение свободы на определенный срок (при этом он не может превышать 10 лет).
Подростки могут быть освобождены от уголовной ответственности, подвергнуты принудительным мерам воспитательного воздействия.
Применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при соблюдении ряда условий:
1. Преступление должно быть совершено впервые.
2. Преступление не должно быть более тяжким, чем преступление средней тяжести.
3. Суд должен признавать возможным исправление несовершеннолетнего мерами воспитательного воздействия.
Только наличие каждого из этих условий в отдельности и всех их в совокупности дает суду законные основания для применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения его от уголовной ответственности.
Освобожденному от уголовной ответственности несовершеннолетнему могут быть назначены судом принудительные меры воспитательного воздействия четырех видов:
1. Предупреждение.
2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа.
3. Возложение обязанности загладить причиненный вред.
4. Ограничение досуга и установление особых требований к досугу несовершеннолетнего.
При этом подростку может быть назначено одновременно несколько из перечисленных принудительных мер воспитательного воздействия.
Задача учителя – показать, что введенный для несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, особый вид освобождения от уголовной ответственности, соединенный с назначением принудительных мер воспитательного воздействия, не является актом всепрощения таких преступников. Он дает им шанс исправиться без реального исполнения кары. Если же эти лица будут систематически уклоняться от исполнения указанных мер, последние могут быть отменены, а сами несовершеннолетние субъекты – подвергнуты уголовной ответственности.
И.СТАТЫЧНЮК,
учитель права
Комментарии