Дэвид Николь. Мир ислама (серия «Исторические атласы»). М., «Мир книги», 2007. 192 с. :: Филиппов Т.И. Русское воспитание. М., «Институт русской цивилизации», 2008. 448 с.
Дэвид Николь. Мир ислама (серия «Исторические атласы»). М., «Мир книги», 2007. 192 с.
В последнее время на Западе наблюдается большой интерес к мусульманской культуре. К сожалению, большая часть того, что основная масса людей считает своими знаниями об исламе, неверно и основано на мифах и предрассудках. Некоторые из этих мифов, к сожалению, подкрепляются действиями фанатично настроенного меньшинства, которое заявляет, что действует во имя ислама. В большинстве случаев их действия полностью противоречат основным принципам этой религии, которая проповедует терпимость, мир, справедливость, любовь и святость человеческой жизни и достоинства.
Культура и искусство ислама настолько богаты и необычны сами по себе, что заслуживают лучшего понимания. Золотой век ранней мусульманской цивилизации сыграл важную роль в сохранении и распространении древнегреческой и другой классической науки в позднесредневековой Европе и тем самым способствовал Возрождению.
Западный мир постепенно отказывается от утверждения, будто большая часть мусульманского мира была обращена в ислам силой. Скорее всего, это был процесс с участием миссионеров, которые зачастую были одновременно купцами, ибо насильственное обращение людей на самом деле запрещено мусульманским законом.
Эта книга рассказывает об истории ислама от времен пророка Мухаммеда и до начала XVI в.н.э. Через Мухаммеда Бог, или Аллах (так единственное божество называется на арабском языке), дал людям Коран, который мусульмане считают неискаженным Словом Божьим. Это есть последнее откровение Бога, а Мухаммед был последним пророком, замыкающим череду многочисленных пророков, которых Бог послал человечеству с сотворения мира.
Книга написана известным специалистом по исламской истории и культуре, содержит очень много цветных иллюстраций. Специальные карты дополняют текст, освещая эволюцию мусульманской цивилизации: ее торговли, политического и социального развития.
«Мир ислама» будет интересен и полезен как преподавателям школьных гуманитарных дисциплин, так и самим старшеклассникам.
Филиппов Т.И. Русское воспитание. М., «Институт русской цивилизации», 2008. 448 с.
Публицистика недолговечна: когда исчезает, уходит в прошлое повод, вызвавший то или иное публицистическое выступление, то сама статья, будь она хвалебной или критической, разрушительной или конструктивной, небольшой или объемной, теряет актуальность, и о ней с течением лет забывают совсем. А потом уходит в небытие имя автора. Бывают исключения. Бывает, что современная история поворачивается так, что нужно поднять и проанализировать полемику прошлых лет… Имя Тертия Ивановича Филиппова не слишком известно. Человек с широким кругозором, он был церковным историком, музыковедом, литературным критиком, писал о воспитании и образовании, занимал достаточно заметную должность государственного контролера. Приятно, что его произведения не отброшены, а вновь востребованы. Это, наверное, не случайно: в прошлом мы пытаемся найти ответ на свои нынешние проблемы.
Только что изданный сборник статей Тертия Филиппова открывает его речь, произнесенная в торжественном собрании первой московской гимназии 3 октября 1854 года «О началах русского воспитания». Историкам педагогики этот труд известен, в нем Филиппов выразил свои основные взгляды на воспитание. В нем, по его мнению, следует усматривать две цели: «первая имеет в виду развитие общих человеческих свойств независимо от случайных условий, вторая достигается применением общих начал воспитания к историческим условиям, первая имеет в виду человека, вторая – гражданина». Вечные и «всеобщие стихии духа» помогает воспитать в человеке религия, в ней находится единственное руководство для нашего земного пути. Науки и искусства – цвет человеческой деятельности, но они не должны терять из виду ценностей высшей духовной деятельности человека – религиозной. Что касается гражданского воспитания, то оно в первую очередь связано с преподаванием отечественной истории, словесности, языка. «Любовь к отечеству требует любви ко всему отечественному, ко всему, что относится к целости отечества. Вера, законы, нравы, обычаи отечественные – суть предметы, которые сердце каждого сына отечества должно обнимать всею крепостью, как свое родное, природное. Особенное же язык отечественный… сей язык требует любви твердой, постоянной пламенной», – цитировал Филиппов одного из своих единомышленников.
Конечно, у нас нет возможности подробно и всесторонне рассматривать педагогические взгляды Тертия Филиппова, проводя параллели с современным преподаванием в школе истории и языка, рассуждая также о месте православной (мусульманской и другой религиозной) культуры там. Главное – есть книга, в которой, как сказано в аннотации, «впервые после 1896 года публикуются основные труды» Тертия Филиппова.
Комментарии